Сюжет

Я очень люблю сюжеты. Часто становлюсь свидетелем факта, как люди попадают в тот или иной сценарий и чем он типичнее, тем сложнее вырваться. Мудрые критики пессимистично утверждают, что мир давным-давно повторяет одни и те же схемы человеческого поведения, а писатели и драматурги лишь комбинируют их и ходят кругами вокруг ранее изобретенного. Аристотелю приписывают теорию 36 сюжетов драмы. Борхес и вовсе заявил, что 36 — это ложь, сюжетов всего четыре: возвращение домой, поиск, осада города и самоубийство Бога.

Сразу скажу, я полностью разделяю теорию ограниченности вариантов завязок, кульминаций и развязок, но, как обычно, не грущу. Так же глупо впадать в депрессию от понимания, что все числа делятся лишь на три категории: положительные, отрицательные и ноль. И что? Главное поставить все в нужную графу: положительные — в финансовую, сферу здоровья и счастья, ноль — в жизненные проблемы, а отрицательные пусть будут для того, чтобы минус на минус давал плюс.

И пусть все по одному сюжету, но актеры разные. Одни откланялись, теперь наше время появиться на сцене. Отыграем — и все по новой, но, как река, никогда дважды одинаково не будет.

И вот я наблюдаю за сюжетами, понимая при этом, что и прочтение может быть совсем необычным. Например Красная Шапочка... Человечество отчего-то решило, что это история про девочку, которая довольно наивна, но справедливость на ее стороне. А я вот беру сказку и смотрю ее на предмет судеб всех персонажей. И вижу волка, который хитростью втерся в доверие к девочке, не побрезговал бабушкой, решился на весь этот карнавал. И как любовно! Мог бы прыгнуть и сразу съесть девочку, но нет — вопрос-ответ, настоящий гурман.

— А зачем тебе такие большие зубы?..

И только тогда он разинул пасть. Одного не учел, рядом с бабушкиным домом почему-то все время ходят дровосеки, готовые, чуть что, вспороть брюхо. И ведь знают наверняка, как вспарывать, чтобы не задеть ни бабушку, ни внучку. Первый ли он такой волк? И откуда в бабушке эта самоуверенность — дверь не запирает, лежит в кровати, ждет. А мама... Чего это девочку так просто отпускает? Вот вы бы своего ребенка одного пустили в лес? Короче, волк со своими простецкими манерами — скорее, жертва. 

И сюжет этот о теории заговора.

Что касается образа доброй женщины — вообще страшный персонаж, в любом сюжете. Бескорыстна, наивна, голубоглаза. Обидеть такую — грех. В любой сказке. Вот и Золушка вызывает сострадание. А о том, что цель простушки — принц и дворец (любовалась бы лесом и пением птиц, так нет же — хочет на бал!), а значит, ничем не отличается она от своих крикливых сводных сестер, даже не думаешь. Ведь она все сшила, зерно перебрала, теперь имеет полное право на красоту момента. А попав во дворец, девочка идет прямиком в центр зала.

— Кто эта прекрасная леди?..

Так сказки учат с детства: прикинься недотрогой, по ходу сообразишь. 

И я знаю таких сюжетов целую стопку.

— Устроилась на работу, влюбилась в шефа, я же не знала, что он женат... Я, вообще-то, просто надела короткую юбку, на длинную денег не было.

Так что любая сказка имеет за собой шлейф последействий.

Моим любимым детским автором был Киплинг, особенно его истории про Маугли. Я так быстро сообразила, почему в СССР это произведение издавали-переиздавались и так роскошно иллюстрировали. Зверье взрастило Человека, и он показал этому дикому миру, кто здесь хозяин.

— А Маугли наш, советский? — спросила я.

Папе очень понравился ход моих мыслей.

— Все лучшее — советское, — ответил он дежурным голосом и закурил “Космос”.

И вот на днях я опять размышляла на тему сюжетов, параллельно занимаясь делами насущными, — повезла собаку на плановую прививку от бешенства и встретила любимого ветеринара. Давным-давно я попала в этот сюжет про доктора Айболита, когда в новогоднюю ночь мой пес съел кусок сала. Кажется, эта история могла иметь и другую сюжетную принадлежность. У попа была собака... Но, знаете, в такие моменты мы сами решаем, какой сказке включиться. Да! Мистификация сюжетов не бесконечна. В моменты, когда действие может развернуться в том или ином направлении, именно человек принимает решение, на какую сказку поставить. И вот когда мой пес уже лежал бездыханно, я встретила Доктора Айболита. Так что не пришлось писать эпитафию моему обжоре. Собаку мы спасли — катетер в тонкой лапе, капельницы два раза в день, правильное лечение.

Пес здоров после этого уже десять лет. Так что жду очереди на прививку и с удивлением обнаруживаю, что мой Айболит все под тем же деревом. Вернее, в той же клинике. Вот уж правда — есть у человека миссия, жизненный сюжет, и никакие жизненные ветры его из этой истории не унесут.

— Ой, здравствуйте!

— Привет, — бросил деловито и понес в операционную белого кролика.

Я тут же подумала, что это из истории про девочку Алису в стране чудес.

— А что с зайкой? — заглядываю из любопытства.

— Лапу сломал.

— Я пришью тебе новые ножки?

— Типа того.

Дверь закрылась, операция началась.

А я смотрела, как меряют температуру моей собаке, и думала: увлекательная все-таки штука рассматривать жизнь как набор сюжетов. И высший пилотаж выпутаться из предписанного и написать свою историю. Или исполнить классику бесподобно. На бис! Думая о сюжете, когда актеры умирают прямо на сцене, я понимаю, что это про самых лучших людей, которые живут до разрыва аорты, играют на чистовую. Но одни сгорают, другие тлеют. Каждому свое.

Вот вы какой сюжет для себя хотите? Если хорошо представить, может случиться.

sulimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter