Сюита осени

Репортаж с выставки живописца Владимира Товстика, посвященной 60–летию художника.

Абсолютно случайно сделал важное открытие. Прямо на персональной выставке живописца Владимира Товстика, посвященной 60–летию художника. Сам увидел и спешу поделиться с вами.


Суть открытия в следующем. Творчество любого художника, поэта, прозаика теснейшим образом связано с порой года, в которую он появился на свет. Не уверен, что сами художники задумываются об этом. Родился, и слава Богу! Ведь люди искусства чаще всего гармонию алгеброй не проверяют, а творят интуитивно, движутся на ощупь. И каждый художник всегда в чем–то первый, говорит нам то, о чем мы только догадываемся, а зачастую и не подозреваем. Говорит цветом, образами, говорит, не произнося ни единого слова.


Так вот... Владимир Товстик — художник осенний. Во всех смыслах этого прекрасного слова. На его полотнах собраны и сконцентрированы все цвета нашей белорусской осени. А главными являются золотой и серебряный цвета. Не ранней осени, когда еще все вокруг зеленое, а осени зрелой, сочной, в ее расцвете. Вся гамма оттенков золота, серебра, бронзы, меди, каштанов, яблок, осенних цветов, дыма, горящих ворохов листвы в парках и скверах, синей воды, освещенной скупым осенним солнцем... В общем, осени во всей ее красе. Той, которой восторгаются поэты. Той, когда даже «печаль моя светла»...


На улице шел мелкий дождь. К зданию художественного музея торопились люди с букетами осенних цветов. Друзья–художники, поклонники, молодежь, студенты–ученики, маститые критики, журналисты, писатели–поэты, фотографы...


Все открытия выставок похожи, как капли дождя, но картины всегда разные. Выступающие говорят добрые слова, звучат восторженные стихи и музыка, юбиляр выглядывает из–за огромных букетов, благодарит за то, что почтили вниманием, что благосклонны к его скромному труду. Ясное дело, немного лукавит. Если уж удостоился персональной выставки в стенах Национального художественного музея, то и жизнь твоя, и тяжкий труд были ненапрасны.


А потом, собственно, все и начинается. Поток нарядных гостей чинно поднимается по торжественной мраморной лестнице на ярко освещенную галерею. Вспыхивают, как во время «сухой грозы», блицы фотокамер. Улыбки, позы, дружеские рукопожатия, тихий смех, восхищенные вздохи...


Люди смотрят на полотна, а картины смотрят на зрителей. Глаза в глаза. Сосредоточиться непросто — слишком много гостей и картин. Но вдруг замрешь у колонны, остановишь взгляд на холсте, а оттуда на тебя глядит дама и дарит улыбку. Грустную, как осенний день. Шляпка на ней невероятная, с вуалью... А вот магнат Радзивилл... Портреты друзей художников и тут же они сами, живые, немного постаревшие, всматриваются в полотна, как в волшебные зеркала...


Юбилейная выставка мастера называется «Падарожжа па мiнулым стагоддзi». Беларусь, Минск, улицы, площади, люди замерли на картинах. Но это не исторические картины в привычном понимании. Хотя история или истории, которые рассказывает своим зрителям Владимир Товстик, всегда точны в деталях, а потому правдивы в своей сути. Художнику веришь. Именно так могли выглядеть наши предшественники, те, кто чинно прогуливался по улицам губернского города, спешил на воскресный рынок, ехал по делам... Герои полотен всегда благородны, романтичны, предстают своей лучшей стороной, как перед фотографом начала прошлого века.


Все картины перечислять и описывать так же бессмысленно, как сравнивать осенние листья, стараясь выбрать самый лучший, самый большой и красивый. Уверен, что каждый зритель найдет свой лист и свой каштан, каждый унесет в душе разбуженное художником воспоминание.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter