Сюда не ступала нога покемона

Гродненскому театру кукол — 25 лет
Гродненскому театру кукол — 25 лет

Главный режиссер Олег Жугжда считает, что ему есть чем гордиться. Во–первых, он вывел театр «в свет» — Гродненский кукольный теперь самый «выездной» в Беларуси. Правда, за границей гродненские актеры демонстрируют скорее архаичный подход к кукловодческому искусству. Ведь западный кукольный театр — театр света, звуков, декораций. Гродненцы же сохраняют доминанту куклы и актера, зачастую пренебрегая шоу–эффектами. И, судя по многочисленным гастролям, такой подход не менее востребован, чем дорогостоящая «упаковка». Второе достижение, которое гродненский режиссер может по праву приписать себе, — это сохранение паритета мужчин и женщин в труппе. Кстати, этому могут позавидовать не только кукольные театры, но и большинство драматических трупп страны. «Все почему–то думают, что в кукольных театрах пол актера не имеет значения: персонажа–мужчину вполне может озвучить женщина. На мой взгляд, это неправильно. Задача обычного театра — спровоцировать у зрителя сопереживание, а задача детского — к тому же еще и воспитать. А отсутствие мужчины даже в таком мимолетном воспитании сродни отсутствию отца у ребенка или учителей–мужчин в школе: можно, но это неполноценно», — поясняет Олег Олегович. Правда, труппа Гродненского кукольного стремительно стареет. В следующем году трем актрисам исполнится 50 лет. Конечно, это далеко не конец их творческой карьеры, тем более главный режиссер уже убедился, что найти им замену пока невозможно: не попадается талантливая молодежь, готовая работать в провинции. Еще сложнее найти изготовителей кукол: мастер должен быть и с руками, и с головой, а большую зарплату администрация предложить не может.

«Кукольный портной» Марина Гребенчук пришла сюда со швейной фабрики и честно признается: не думала, что работа с куклами и актерами будет такой трудной. «На фабрике у нас был шаблонный ассортимент, в который только изредка вносились изменения. В театре же художник приносит мне эскизы каких–то невероятных костюмов, а как воплотить эти идеи, решать приходится мне», — отмечает моя собеседница, демонстрируя костюм, в котором актер по задумке режиссера должен ходить на коленях, чтобы казаться карликом.

Юбилейный 2005 год для гродненских кукольных мастеровых стал самым напряженным: 8 новых спектаклей. Механическое решение для каждой куклы надо искать индивидуально, а изготовление только одной конструкции может занимать до двух–трех недель. Заведующий художественно–постановочной частью Виталий Красиков рассказывает, что, имея два технических диплома, всерьез усомнился в своих знаниях, когда получил первое задание от режиссера: придумать решение «стены» три на четыре метра, которую можно было бы свернуть в рулон и засунуть под мышку. «Даже дома все время думаю о куклах, — признается Виталий Михайлович. — Жена обижается, но я думаю, нам нужно детей отбивать у бэтменов и покемонов»...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter