Сыщик живет от раскрытия до раскрытия

Наш собеседник — начальник уголовного розыска МВД Беларуси подполковник милиции Валентин Михневич

Накануне Дня милиции мы решили поговорить  с руководителем одного из основных  милицейских подразделений. Наш собеседник — начальник уголовного розыска МВД Беларуси подполковник милиции Валентин Михневич.

— Валентин Владимирович, насколько знаю, в вашей семье сотрудников милиции никогда не было. Кто или что повлияло на выбор профессии?

— У отца был друг —участковый инспектор милиции. Иногда он приходил к нам в гости. Может, отчасти и его авторитет, а может, увлечение детективами?.. Кстати, и сегодня,  если есть свободная минута, люблю почитать. У меня есть серия книг, подаренная известным автором Николаем Чергинцом. В прошлом он также был начальником главка уголовного розыска…

— А ваши дети —сын и дочь — пойдут по стопам отца?

— Я как-то домашним заявил: «В семье хватит одного милиционера». Но на самом деле принимать решение им. А если совсем уж откровенно, то, наверное, был бы горд, если бы кто-то продолжил мое дело.

— Первые шаги в милицейской карьере остались в памяти?

— По первому уголовному делу, которое я вел, задержали преступника. Ночь. Надо допрашивать, проводить опознание и так далее. От помощи старших коллег отказался —дескать, меня этому в школе милиции обучили. На определенной стадии дал слабинку и инициатива перешла в руки оппонента. Психологически он стал меня побеждать. К товарищам за помощью все-таки пришлось обратиться. Но после этого случая никогда не говорил, что все знаю. 

— Преступность и способы борьбы с ней за последние десятилетия сильно поменялись?

— Мы научились противостоять современным видам преступлений, наработаны новые формы и методы их раскрытия. Не стоит на месте и наука. Сегодня возможности экспертно-криминалистических подразделений позволяют доказывать вину преступника, даже не общаясь с ним. Это значительный шаг вперед.

Не сторонник цифр, но скажу, что в последние несколько лет наблюдается динамика не только сокращения преступлений, но и повышения процента их раскрываемости. «Лидером» среди преступлений были и остаются кражи.

Сегодня сотрудники розыска гораздо техничнее, прогрессивнее, имеют обширную базу общих и специальных знаний. Осталось немного наработать практики, в том числе по умению общаться с людьми. Ведь надо не только установить человека, совершившего преступление, но и суметь преодолеть барьер в общении с ним.

— Не секрет, что многие преступники, чтобы избежать наказания, пытаются скрыться в других государствах. Есть ли проблемы во взаимодействии с коллегами-иностранцами?

— Был период, когда каждый старался жить своей жизнью. Но время доказало необходимость сотрудничества. Очень тесно контактируем с коллегами из стран СНГ, Запада. С ними говорим на языке профессионалов и друг друга прекрасно понимаем. Приняты межгосударственные документы, позволяющие осуществлять эту работу в едином правовом поле. Хотя зачастую вопросы оперативного сопровождения решаются на личном контакте.

— Что сегодня руководителя республиканского розыска беспокоит больше всего? Какие задачи на перспективу стоят перед уголовным розыском?

— Сегодня мы нацелены не только на установление преступника, но и на обнаружение похищенного имущества. Ведь любому человеку в первую очередь важно не то, понесет злоумышленник ответ за свои поступки или нет, а то, чтобы ему вернули похищенное.

Более плотно стали заниматься профилактической работой с ранее судимыми, надзорниками, всеми категориями подучетных лиц.

Особый вопрос — подростковая преступность. Ее стало меньше, но степень бесчеловечности и жестокости малолетних нарушителей закона вызывает тревогу. Ответственность за это несет и общество в целом. Каждый, молчаливо проходящий возле подростка-хулигана, укрепляет в последнем веру в свою безнаказанность и вседозволенность. К тому же детская преступность —это питательная среда для взрослых преступников.

— Валентин Владимирович, а эффективно ли сегодня взаимодействие милиции с населением?

— Созданием партнерских отношений несколько последних лет МВД занимается особенно активно. И есть результаты. Если раньше были десятки, то сегодня — сотни примеров помощи людей в раскрытии преступлений. В 2008 году нами разыскивалась без вести пропавшая жительница Березинского района. Установили, что она убита. Преступник завернул труп женщины в одеяло, вывез в лес и закопал. Начали работать по поиску убийцы. Первоначально была информация о том, что он скрывается в лесу. Провели комплекс серьезных поисковых мероприятий. Не помогло. А задержали его в Минском районе благодаря женщине, которая, возвращаясь с работы, заметила человека, очень похожего на того, чью фотографию видела в газете. Она просто набрала 102 и сообщила об этом. Так что население нам очень серьезно помогает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter