Как в Витебске некоторые фирмы, занимающиеся установкой систем видеонаблюдения, вводят в заблуждение жильцов многоквартирных домов

Съём денег на камеру

Если вы с настороженностью относитесь к незнакомым звонкам по телефону и не торопитесь по первому требованию открывать дверь интеллигентно одетому человеку, не думайте, что у вас мания преследования. Просто вы умный и предусмотрительный гражданин, наученный горьким опытом других. У вас срабатывает банальный инстинкт самосохранения, которого, увы, зачастую лишены те, кто радуется каждому приглашению на многочисленные презентации с раздачей «бесплатных» одеял, кастрюль и чудо-лекарств. Разумно, что и на предложения почти задаром отрегулировать пластиковые окна, проверить качество питьевой воды или работу газовых приборов вы тоже вряд ли согласитесь. А ведь сегодня великий обман, имеющий множество вариаций, по сути граничащих с законом, а в реальности — явно его нарушающих, совсем рядом. Даже там, где его никак не ждешь. Упакованный в красивую заманчивую обертку со штрихами милосердия и искренней якобы заботы о ближнем… Итак, в технологиях очередного развода, связанного с повальной установкой систем видеонаблюдения в подъездах жилых домов, разбиралась наш корреспондент.

Коллаж Виктории ШКАРУПА

Испытано на себе

…Интеллигентные молодые люди стали обивать порог моей квартиры еще с осени. Повадились ходить по вечерам как на работу. Хотя это, как оказалось, и есть их работа. Первый, хорошо заученный вопрос, который звучал из уст незваных гостей:

— Вы не возражаете против установки системы видеонаблюдения у подъезда вашего дома? 

Дальше диалог, несмотря на регулярную смену самих оппонентов, тоже был приблизительно одинаков.

— Дело хорошее. Конечно, не возражаю, — успокаивала я, закрывая дверь.

Ее неизменно придерживали: 

— Давайте заключим договор…

— О чем? Кто вы? Кого представляете? На каком основании работаете? Где ваши документы? — тогда уже я переходила в наступление.

Перед моим носом махали ксерокопиями каких-то «разрешений», в ответах обязательно фигурировали ссылки на УВД, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, в качестве неоспоримого аргумента делался акцент на общественной безопасности и необходимости строгого соблюдения порядка на придомовой территории. За последним и обещали следить представители непонятной коммерческой фирмы. 

Признаюсь, я оказалась твердым орешком. Уже на второй минуте загоняла собеседников в угол, и они предлагали мне для уточнения интересующих меня деталей связаться с их начальством. Так что дверной замок щелкал на весьма протестной нотке: это же не я к ним пришла, чтобы еще кому-то звонить-консультироваться...

Фирмачи тоже не сдавались, они меняли своих посланцев, предлагали скидку, пытались убедить: почти все жильцы подъезда договоры уже подписали! Через расчетно-кассовый центр (это очень удобно!) заказчики, мол, сначала оплатят оборудование, потом будут вносить небольшой ежемесячный платеж. Я просила показать список — в нем 5–6 фамилий. И все?! Переговорщики ссылались на то, что остальные ведомости якобы сейчас на руках у других «агентов»… 

Меня это не устраивало. Я требовала подтверждения, наличия прямого договора с ЖКХ, гарантий и т.д. Через три-четыре недельки бесполезных переговоров представители «службы сервиса» уже притомились. Предложили: вы пока подумайте над заключением договора, а сейчас хотя бы просто поставьте свою подпись. Подтвердите, что не возражаете против камер… Я посмотрела документ, где мне предстояло расписаться: ни оглавления, ни объяснения — за что или против кого расписываюсь-голосую? На что даю согласие — продать квартиру, уволиться с работы или переписать счет в банке вот на этого вышколенного тренингами пацаненка?!

Одним словом, подписи не получили. Но надежды уломать все еще не теряли. Вот только дверь я вообще после того открывать перестала. И, как оказалось, очень правильно сделала…

Массовое нашествие

Уже в начале января в Витебской области стало очевидно: массовое нашествие всевозможных частных фирм, остро озабоченных вопросами общественной безопасности, достигло своего апогея. Вышеописанная технология назойливого «вербования» клиентов стала вирусной. Конкуренция за переделы рынка — нешуточная. На Витебщину устремились минские, могилевские, молодечненские предприниматели, старающиеся успеть сорвать свой куш. Чтобы охватить как можно больше жилых кварталов, фирмы открыли массовый набор на работу всех желающих. В том числе студентов, которым за три часа вечернего обхода квартир предлагали зарплату в 800 рублей. При необходимости новобранцев готовы были обеспечить и жильем. Представляете, какие ставки на кону? 

Первые тревожные сигналы поступили из Новополоцка, где возмущенные неисполненными обязательствами граждане даже собрались идти в прокуратуру. 

— Я заключила договор еще в ноябре, — рассказывает 70-летняя Анна Сергеевна (из страха попросила фамилию не называть. — Авт.). — Уже через несколько дней мне в платежке из ЖКХ был выставлен счет — около 5 рублей. Это с учетом скидки как пенсионерке. Другие, насколько знаю, платили намного больше. Формулировка: за обслуживание системы видео­наблюдения, которой, подчеркну, еще и в помине нет! Я стала выяснять: что и почему? И была удивлена. В том числе и своей необъяснимой доверчивостью. Признаюсь, только сейчас детально ознакомилась с договором. Выяснилось: подписала очень интересный документ. Из него получается, что ООО законно (!) собирает деньги на обслуживание того, чего в природе не существует. Когда появится само оборудование — толком не прописано. Утешает один момент: если жильцам надоест платить за воздух, они имеют право расторгнуть договор. Вот только деньги им уже никто не вернет. Обзвонила всех — и саму фирму, и ЖКХ, и расчетно-кассовый центр, и даже общество защиты прав потребителей. В итоге поняла: просто попалась на удочку…

Да, в конце концов женщина добилась-таки расторжения договора. Тем не менее потеряла весьма ощутимую для своего семейного бюджета сумму денег. 

Скажем прямо: не всем так повезло. В городских пабликах «ВКонтакте» Новополоцка до сих пор собираются обманутые люди. Они делятся друг с другом невесе­лыми впечатлениями о своих совсем небезопасных попытках позаботиться о безопасности. 

— Обманывают наглым образом, — прямо заявляет 30-летняя Оксана. — Так мои родители-пенсионеры попались. Очень приветливая и общительная девушка — агент фирмы — разъяснила: для начала монтажных работ требуется не менее 50 процентов согласившихся жильцов дома. У папы с мамой в десятиэтажке насчитывается более сотни квартир. И владельцы 60 из них, мол, уже дали добро. Потом, правда, оказалось, что «соблазненных» было всего лишь 27… Но нам уже сразу выставили счет. Хотя отец через два дня после подписания соглашения, одумавшись, попытался его отозвать. Ему по телефону сообщили: ок, договор расторгаем. Но квитанция на оплату пришла и в следующем месяце… Как, кстати, и соседу, который сам лично ездил к представителям фирмы и заявлял об отказе. Сейчас жильцы дома сообща собираются идти в прокуратуру. «Кто с нами?» — бросает клич в интернете Оксана. 

В расчетном центре города Новополоцка не скрывают: обратившаяся в редакцию бабушка, а также семья пенсионеров, в интересах которых хлопочет дочь, не единственные, кто не дождался обещанного. За последние месяцы десятки разочарованных горожан потребовали от недобросовестных исполнителей услуг прекращения договорных отношений. Многие еще обивают пороги, пытаясь пугать судами. Но, скажите, кто будет нанимать адвоката и писать заявление из-за потерянных в силу собственной доверчивости 20—50 рублей? Ведь судебные тяжбы в итоге обойдутся намного дороже. Особенно в том случае, если добиваться правды в одиночку. 

Кстати, в ходе проведения этого журналистского расследования стало известно о нескольких интересных фактах: слишком настойчивым гражданам, громко требующим возмещения ущерба, их несостоявшиеся «видеомонтажеры» сами привозили деньги на дом. Наличкой — только бы замолчали. Вывод очевиден: значит, есть чего бояться. 

— У нас работают четыре фирмы по установке систем видеонаблюдения, — рассказывают специалисты расчетного центра. — Три из них появились в конце прошлого года. И одна уже закрывается. Получается, что ничего никому не установила, а деньги взяла. Свыше 150 лицевых счетов. Правда, это предприятие обещает в ближайшем будущем все средства вернуть — бухгалтер объяснила на днях, что сейчас как раз собирает деньги. Неприятно, конечно, что мы становимся невольными заложниками таких конфликтных ситуаций. Люди звонят, требуют, возмущаются. А ведь мы просто посредники. Хотелось бы, чтобы сами горожане более внимательно относились к документам, которые подписывают.

Судебные перспективы оспаривания такого договора весьма проблематичны, потребуют много времени и сил.
Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Опасная безопасность

Оперуполномоченный ОБЭП криминальной милиции Новополоцкого ГОВД Сергей Чижик знает о проблемной ситуации в городе: 

— Мы изучали обстановку. Против 462 заключенных в нынешнем году договоров расторгнуто более 150. Поговорили примерно с 30 «отказниками». Правда, заявление никто из них писать пока не собирается, ссылаются на небольшую сумму потерь. Но уже понятно: практически все фирмы работают по одной схеме. Ведут настойчивую агрессивную рекламную акцию. Делают акцент на пенсионерах и тех людях, кто боится за сохранность своих авто, припаркованных у многоэтажек. Даже вылавливают их во дворах. При заключении договоров многое недосказывают, подробности не разъясняют. Получается, что у самих фирм оборотных средств нет. Собирают деньги с жильцов, но с установкой оборудования не спешат. Интересный момент: некоторыми договорами предусмотрено, что видеокамеры должны появиться только через полгода. Но если один человек заключил договор, скажем, в сентябре, а другой — спустя три месяца, отсчет будет идти по последней дате и ждать придется намного дольше. Так можно тянуть до бесконечности… 

Стоит отметить, что это не единственная уловка хитроумных дельцов. Ознакомившись с одним из договоров соответствующего ООО, присланным в редакцию, я пришла к выводу: сама фирма не заинтересована в доведении дела до логического завершения и скорейшего исполнения взятых на себя обязательств. Специальным пунктом прописано: если договор прекращается по инициативе заказчика (скажем, уставшего оплачивать несуществующее оборудование и услугу), деньги не возвращаются. Бесспорно, чем дольше тянут исполнители, чем больше денег выкачивают — тем больше разочаровавшихся и «отказников». В итоге вступает в силу еще один «красивый» пункт: «Исполнитель оставляет за собой право отказаться от исполнения настоящего договора по причине экономической нецелесообразности обслуживания конкретного дома, в случае, если акцепт на заключение договора был получен представителями менее чем 15 квартир такого дома. В таком случае уже заключенные договоры считаются прекращенными, а стороны свободными от обязательств…» (стилистика и орфография сохранены. — Авт.). И заметьте: в документе нет ни слова о возврате уже взятых и прокрученных где-то денежек... 

ОФИЦИАЛЬНО

В Управлении охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности УВД Витебского облисполкома подчеркивают: к установке систем видеонаблюдения конкретно на дворовых территориях и в подъездах домов органы внутренних дел отношения не имеют. В соответствии с Указами Президента № 187 «О республиканской системе мониторинга общественной безопасности» и № 527 «О вопросах создания и применения системы видеонаблюдения в интересах обеспечения общественного порядка» МВД в первую очередь работает по другим, более масштабным и стратегически важным объектам. Перечень улиц, проспектов, зданий и иных мест, подлежащих обязательному оборудованию видеонаблюдением с последующим подключением к общей республиканской базе, утверждается облисполкомом.

Что касается дворовых территорий — это право жильцов обезопасить свои жилища. Они могут провести собрание, проголосовать, выбрать фирму-подрядчика (частную или государственную) для проведения работ, обсудить и поменять условия выполнения заказа. Милиция такую инициативу в целом приветствует, но в сугубо частные хозяйственные вопросы жилищных кооперативов и других коллективов собственников не вмешивается. Поэтому любые ссылки на договоры по монтажу видеосистем во дворах и подъездах, заключенные якобы определенными фирмами с УВД, не соответствуют действительности. Это не более чем рекламный ход.

КОММЕНТАРИЙ

Елена Барашкова, заместитель председателя Витебской областной коллегии адвокатов:

— Договор, предоставляемый сотрудниками фирм для заключения жильцам, весьма интересен с юридической точки зрения. Во-первых, он является договором присоединения — это указано в нем самом. Что прописано в основном договоре, с которым обязаны были, но, похоже, не ознакомили клиентов, — непонятно. Во-вторых, если говорить общедоступным языком, авторы данного документа предусмотрели все возможные гарантии для себя и минимум — для второй стороны. Этот договор, по сути, крайне невыгоден для заказчика. В нем не оговорены ни точные сроки исполнения, ни подписание актов сдачи-приемки (хотя очевидно, что это смешанный договор — подряда и оказания услуг: фирма сама монтирует и сама собирается обслуживать системы). Не указан даже конкретный дом-подъезд. Просто шаблон. В котором, кстати, нет ни слова о возврате средств заказчику в том случае, если исполнитель в одностороннем порядке решит его расторгнуть. Еще один необычный пункт: с момента оплаты услуги заказчиком она считается надлежащим образом оказанной. Получается: выставили счет через расчетный центр, клиент оплатил и тем самым подтвердил, что получил услугу? Но ведь ни самого оборудования, ни его обслуживания, ни видеонаблюдения как такового еще нет! Так что считается исполненным? 

К сожалению, судебные перспективы оспаривания такого договора весьма проблематичны, потребуют много времени и сил. Ведь договорные отношения юридически свободны. Стороны могут вносить любые пункты и предлагать любые условия, не противоречащие законодательству. Право жильцов — вносить корректировки в подобные документы и не подписывать их до тех пор, пока не будут убраны все противоречия, двусмысленность и неопределенность. Но, увы, наши граждане зачастую слишком доверчивы.

ФАКТ

В главном управлении жилищно-коммунального хозяйства Витебского облисполкома сообщили: в последние месяцы в областном центре также наблюдаются массовые обращения горожан по вопросам прекращения договорных обязательств с частными фирмами, пообещавшими им когда-то установку видеокамер на подъездах домов. 

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter