Календарь и традиции

«Сярэднепоснiца»

Календарь и традиции

24 марта — начало четвертой седмицы православного Великого поста. Крестопоклонной.


29 марта — день особого поминовения усопших.


25 марта — католическое Благовещение.

 


Середину Великого поста в народе называли «cярэднепосццем», «перапалоўным тыднем», «хрэсцамi» (у других восточных славян этот период особо не выделялся). И название «хрэсцы» снова–таки характерно именно для наших территорий, и только у нас в это время хозяйки специально выпекали из постного теста, но очень умело и вкусно, «крыжы», «хрэсты» и «хрэшчыкi». «Хрэшчыкi» долгое время не портились — их хранили за «абразамi» на протяжении всего года: верили, что оберегают человека от всего «лiхога», спасают от попаданий молнии, от пожаров, града, засухи, давали деткам с тем, чтобы все болезни обходили стороной, брали с собой в поле и съедали при первом выгоне домашних животных на пастбище, во время вспахивания первой борозды, женщины во время жатвы ели их в качестве «лекарства» от болей в пояснице. А еще из такого теста выпекали маленькие булочки в виде различных «гаспадарчых прыладаў» — кос, плугов, серпов... Булочки раздавались всем членам семьи — в зависимости от возраста, умений, физических возможностей и, как теперь говорят, по гендерному принципу. Хлыстик (плеточка) доставался, как правило, самым младшим в семье: они тоже не сидели без дела, приучались к труду — хотя бы как «гусiныя» пастушки.


В период, который делил пост на две равные части, внимательно следили за природными проявлениями. Жители приречных деревень говорили, что в день «сярэднепоснiцы» «шчупак хвастом лёд разбiвае», то есть рыба начинает свое движение. Уже с начала поста практически не подходили к реке для подледного лова, ведь лед становится хрупким.


Установившаяся в это время теплая погода могла привести к неурожаю ягод, грибов и орехов, даже несмотря на то, что лето, по всем приметам, должно быть «пагодлiвым». Солнечная и сухая погода в конце марта обещала дальнейшую весну такой же теплой. А вот дождь или снег прогнозировали, что «макрэча» сохранится до самой осени. И даже под конец марта единоборство зимы и лета еще шло вовсю, поэтому мокрый снег вместе с дождем были обычным делом.


30 марта — день преподобного Алексия, который напоминал крестьянину о приближении полевых работ: «Аляксей лемяшы i сохi вострыць, хамуты строiць». Потому, начиная с середины поста, заботливые хозяева уже тщательно осматривали все свои «гаспадарчыя прылады», что надо, ремонтировали. Еще Алексей считался опекуном рыболовов, ведь когда «лёд пайшоў вадою, рыба — лускою». В некоторых регионах в этот день из уважения к святому даже не работали. У белорусов рыболовство, как и охота, брало свое начало с древнейших времен и кормило человека еще до возникновения земледелия. «На Алексея» рыбаки (а они частенько народ суеверный) осматривали снасти, тщательно просмаливали лодки. В день своего опекуна они старались всего за сутки напрясть ниток и сплести сеть или «броднiк». Считалось, такие, изготовленные фактически всего за день, приспособления обязательно принесут необыкновенную удачу и огромные уловы.


Советская Белоруссия №53 (24436). Пятница, 21 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter