Скорость, сохранность и стабильность: узнали, как будет развиваться транспортная инфраструктура в ЕАЭС

Связующее звено союза

Евразийский межправительственный совет на заседании в Сочи 8 июня рассмотрел вопрос о создании и развитии транспортной инфраструктуры на территориях государств Евразийского экономического союза в направлениях «Восток — Запад» и «Север — Юг», в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Подготовка такого доклада на ежегодной основе предусмотрена Стратегией-2025. Необходимость диверсификации путей транспортировки грузов открыла новые возможности для развития сотрудничества с Китаем, Индией, Ираном, Пакистаном и странами Ближнего Востока. В этих условиях усилия сторон и ЕЭК направлены на развитие евразийских транспортных коридоров и реализацию приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта. Каких изменений ждать — об этом спросим заместителя директора департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Елену Шерышеву. 

RU.MADE-IN-CHINA.COM

Ответ на вызовы 

— Елена Ивановна, правильно ли понимаю, что изменения, о которых мы говорим, во многом обусловлены мировой геополитической напряженностью? 

— Действительно, геополитическая ситуация оказала существенное влияние на транспорт и развитие транспортной инфраструктуры в ЕАЭС. Началось изменение логистики и конфигурации международных транспортных коридоров. Открылись новые возможности для развития сотрудничества с Китаем, Индией, Ираном, Пакистаном и странами Ближнего Востока. Новую жизнь обретают классические коридоры «Север — Юг», «Европа — Западный Китай», «Новый Шелковый путь», Транскаспийский международный транспортный маршрут. 

В этих условиях усилия сторон и комиссии направлены на развитие евразийских транспортных коридоров и реализацию приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта. 

— Какие страны участвуют в формировании направлений «Восток — Запад» и «Север — Юг»?

— По территории государств ЕАЭС проходит сеть важнейших международных транспортных коридоров в автомобильном и железнодорожном сообщении, в том числе, к примеру, «Европа — Западный Китай», Транскаспийский международный транспортный маршрут, а также «Север — Юг».


Транспортная инфраструктура стран ЕАЭС, включая международные транспортные коридоры в направлениях «Восток — Запад» и «Север — Юг», открывает перед ЕАЭС и его государствами-членами возможности стать связующим звеном между рынками Европы, Азии и Ближнего Востока. Напомню, соглашение о создании МТК «Север — Юг» Россия, Иран и Индия подписали в 2000 году. Позже к нему присоединились еще десять стран, в том числе Азербайджан, Армения и Казахстан. Предполагалось, что маршрут свяжет Индию со странами Балтии, а Россия будет транзитной страной, однако политическая ситуация внесла свои коррективы. Транскаспийский международный транспортный маршрут предназначен для роста грузоперевозок из Китая в Турцию, а также в страны ЕС и в обратном направлении. 


Мы видим стабильный рост грузооборота по коридору «Север — Юг». В прошлом году он достиг 3 миллионов тонн, а в первом квартале 2023-го — 800 тысяч тонн, что по сравнению с аналогичным периодом 2022-го больше на 72 процента.

Задачи на завтра

— Какие проблемы сегодня первоочередные и как они решаются?

— Необходимо создание обновленной инфраструктуры, увеличение пропускной способности автомобильных и железных дорог, портов, пунктов пропуска, инфраструктуры внутреннего водного транспорта. Кроме того, требуется синхронизация работы логистических сервисов, оптимизация условий перевозок, упрощение таможенных, фитосанитарных и ветеринарных процедур, а также повышение инвестиционной привлекательности наших совместных проектов. Над всеми этими вопросами мы сейчас работаем. 


— Что планируют сделать страны на национальном уровне для развития транспортной инфраструктуры союза?

— Транспортная инфраструктура и транспортные магистрали для каждой стороны носят стратегический характер и формируют единое транспортное пространство ЕАЭС, в котором обеспечивается беспрепятственное передвижение пассажиров, перемещение грузов и транспортных средств.

Лидеры стран ЕАЭС на прошедшем 24–25 мая в Москве пленарном заседании Евразийского экономического форума заявили, что вопросы согласованного создания транспортно-инфраструктурного каркаса союза, системы логистики, бесшовности перевозок, оптимизации процедур контроля должны занять наиважнейшее место в евразийской повестке. 


К примеру, проект по строительству железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Этот маршрут недавно обсуждался на Саммите «Китай — Центральная Азия», был подписан соответствующий документ, направленный на реализацию данного проекта.

При дальнейшем развитии этого транспортного маршрута возможно будет организовать перевозку из Китая в Европу и Турцию через Кыргызстан и Узбекистан, а также в обратном направлении.

Например, в соответствии с национальными планами и стратегиями инфраструктурного развития в Беларуси планируются ввод в эксплуатацию после ремонта и реконструкции 664,39 километра автомобильных дорог до 2025 года, а также реализация проекта по увеличению доли электрифицированных железнодорожных путей до 25 процентов.

Очевидные преимущества

— Что получит бизнес и экономики стран ЕАЭС благодаря развитию транспортной инфраструктуры? 

— Рост товарооборота, сокращение сроков доставки грузов, новые возможности для развития приграничных территорий и в целом увеличение инвестиционного и логистического потенциала.

Всего в списке приоритетных транспортных проектов ЕАЭС семь проектов, шесть из которых касаются строительства или реконструкции автомобильных дорог международного значения и один — железнодорожный. Сейчас мы думаем над механизмом реализации этих проектов на уровне союза. 

Между тем есть национальные транспортные проекты, не включенные в наш перечень, но от которых возможен интеграционный эффект для наших стран, следовательно, и для ЕАЭС в целом. 

Так, в контексте развития коридора «Север — Юг» Российская Федерация и Иран 17 мая подписали межправительственное соглашение о строительстве участка железной дороги Решт — Астара. Оно начнется уже в текущем году. 

В ближайшей перспективе российская сторона предусматривает завершить подготовку и подписание соглашения о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок по маршруту «Север — Юг» в трехстороннем формате с участием Азербайджана и Ирана. 


Развитие этого коридора подкреплено усилиями Казахстана по строительству и увеличению портовых терминальных мощностей на Каспии. Руководство страны видит необходимость развития транспортного коридора «Север — Юг» в сопряжении с Транскаспийским транспортным маршрутом.

— Какие стратегические цели стоят перед странами — участницами ЕАЭС в области транспортной инфраструктуры?

— Для дальнейшего развития евразийских транспортных коридоров и маршрутов предполагается разработать мероприятия, необходимые для их комплексного развития. Ожидается завершение внутригосударственных процедур, необходимых для подписания Соглашения о допустимых массах, осевых нагрузках и габаритах транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, включенным в евразийские транспортные коридоры.


В соответствии с представленной государствами ЕАЭС информацией об «узких» местах (ограничениях) транспортной инфраструктуры в направлениях «Восток — Запад» и «Север — Юг» планируется проработать вопросы о формировании перечня конкретных «узких» мест, выработке подходов по проведению оценки потенциального эффекта от их устранения, а также о проведении оценки необходимого финансирования.

Эти меры позволят повысить пропускную способность магистральных дорог, ликвидировать «узкие» места (ограничения) транспортной инфраструктуры на территориях государств ЕАЭС.


Нам очень важно выстроить опорную сеть транспортных коммуникаций на основе самодостаточной сервисной инфраструктуры и технологий устойчивой логистики, что окажет огромное влияние на удовлетворенность клиентов транспортно-логистических услуг, которая строится на четырех основных составляющих: скорость, сохранность, стоимость и стабильность.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter