Из года в год в медицинских вузах ажиотаж. На лечебный факультет проходные баллы выше 300.
— С горем пополам протянул пять лет. Родителям принес диплом, но сразу предупредил: по специальности не собираюсь работать ни дня! Престижно, перспективно — они в школе мне все уши прожужжали о достойной и доходной должности, только совсем не прислушивались к моим желаниям.
Парень с детства грезил о музыке. Виртуозно играл на фортепиано, с шести лет занимал первые места на местных и республиканских конкурсах. Мечту о творческой карьере на корню обрубил папа. Музыка — не профессия, так, хобби, увлечение. На жизнь не заработаешь.
— Сейчас инструмент пылится в углу, подхожу к нему редко, — с грустью говорит Александр. — Времени в обрез. Работаю менеджером по продажам. На родителей не сержусь, но часто думаю о том, как могла бы сложиться моя судьба, если бы свернул на другую дорогу.
Как не ошибиться с выбором профессии? Самый простой способ — пройти тест на профориентацию. Мальчикам и девочкам предлагают ответить на ряд вопросов. Результаты обрабатываются, на выходе получается список подходящих профессий. “Шпаргалки” для выпускников без проблем можно найти и в интернете. Правда, результат будет довольно общим.
За дополнительным и более углубленным анализом приходят в Республиканский центр проблем человека БГУ. Подросткам предлагают уникальный программно-методический комплекс “ПсихоЭргоТест”, основанный на выполнении специализированных тестов на компьютере. Разнообразные задания выявляют динамику работоспособности, степень стрессоустойчивости, уровень коммуникабельности, характеристики внимания.
В уютном кабинете замечаю девушку, которая, сосредоточенно вглядываясь в экран, щелкает мышкой по треугольникам и кружочкам. Аня Филимонова учится на первом курсе Минского государственного технологического колледжа. Осваивает азы парикмахера, визажиста и мастера по маникюру:
— Очень долго не могла определиться с профессией, перебирала в голове различные варианты: от психолога до архитектора. Учеба мне нравится, бросать точно не собираюсь. Но уверена, что смогу реализовать себя и в другой сфере. Вопрос: где?
Во главе угла комплексной диагностики — базовые психофизиологические методики. Они определяют стиль мышления человека, выносливость нервной системы при длительных нагрузках, скорость усвоения и переработки информации, характеристики внимания и памяти. Например, если результаты показывают замедленную реакцию и непереносимость длительных нагрузок, в машинисты лучше не идти.
Старший научный сотрудник центра психолог Светлана Белявская уверяет: при выборе профессии нужно ориентироваться на три коротких слова — “хочу”, “могу” и “надо”. Плюс каждый выпускник должен ответить для себя на следующие вопросы: любимые предметы в школе? Идеальная для меня работа — это... Чем я хотел бы заниматься каждый день по 8 часов из года в год? Совмещать желания с возможностями — одно, но не следует игнорировать ситуацию на рынке труда. Например, последние исследования показали: рынок перенасыщен психологами, юристами, экономистами. Тогда как электромонтеры, штукатуры, водители в дефиците.
— Не поверите, но доходит до абсурда, — не скрывает эмоций психолог. — Многие школьники понятия не имеют о профессиях. Например, говорим подростку: у тебя задатки инженера-конструктора, а он в недоумении спрашивает, чем тот занимается. Некоторые папы и мамы приводят к нам детей и просят рассказать, чем интересуется сын или дочка, даже не удосужившись спросить об этом у ребенка. Многие мечтают стать спортсменами, музыкантами, художниками, но тут важно понимать, что детское хобби не всегда может перерасти в дело всей жизни.
В центре тестируют подростков с 16 лет. Для младших школьников разработаны методики, направленные на раннюю профориентацию, а также на помощь в выборе профильных классов. К эксперименту подключились восемь столичных гимназий, лицей, а также семь школ Гомельской, Брестской, Гродненской и Минской областей.
Дмитрий Сагайдак, руководитель Республиканского центра проблем человека БГУ, отмечает: на тестирование по профориентации приходит не только молодежь, но и руководители, антикризисные управляющие, судебные работники, те, кто захотел сменить работу.
Главное — понимать, что тесты — лишь один из аргументов в пользу выбора, а не руководство к действию. К слову, специально готовиться к тестам не нужно. Разве что отдохнуть и выспаться накануне. На прохождение заданий у Ани Филимоновой ушло два часа. Она признается: каверзные вопросы, математические задачи и замысловатые ребусы не попадались. Нужно было запоминать цифры, выделять слова, следить за фигурами, выбирать понравившиеся цвета. Были задания типа: вспомните, что означает фразеологизм геркулесовы столбы.
— Такие на первый взгляд незамысловатые тесты помогли мне ближе познакомиться с собой, — улыбается девушка. — Обработка данных заняла не более 15 минут. Итог — психофизиологический паспорт, где на семи страницах расписаны мои сильные и слабые стороны. В графе “предпочтения в профессии” — администратор, архитектор. После колледжа можно подумать и о вузе. С двумя специальностями точно не пропаду.
Пройти тесты по профориентированию можно в:
• Республиканском центре профессиональной ориентации молодежи, Образовательном центре “Фабрика знаний”, Образовательном центре “Адукар” и других;
• высших учебных заведениях — Белорусском национальном техническом университете, Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Белорусском государственном аграрном техническом университете и т. д.;
• в своей школе. Для этого нужно заглянуть в кабинет психолога.
Мнение
Оксана Нехайчик, депутат Палаты представителей
— Школьникам порой очень трудно определиться с профессией. Главное, не предоставлять выбор своего будущего случаю. Родители должны понимать — это сложный и ответственный шаг и ребенок как никогда нуждается в их поддержке и совете. Так было во все времена. Мама подсказывала мне, куда пойти, я советовала сыну, что выбрать. Тут главное правило — не навредить. Родительские амбиции и предпочтения не должны идти наперекор желанию ребенка.
Профориентация в нашей стране начинается задолго до финишной прямой, с 7—8-го класса. Пред-приятия, заводы, компании приглашают ребят на экскурсии, раскрывают секреты своей “кухни”. Согласитесь, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Каждый руководитель должен быть заинтересован в подготовке грамотных специалистов для своей фирмы. Хотелось бы большей активности от бизнесменов. Нужно приглашать, показывать, знакомить с тонкостями дела. Еще один аспект — производственная практика. Студента надо обучать, а не просто отмахиваться от него и нагружать бесполезной работой из серии перекладывания бумажек.
Нам также интересен мировой опыт. Сейчас в России формируется проект по профессиональной ориентации учащихся 6—11-х классов “Билет в будущее”, который поможет школьникам ближе познакомиться с профессиями и заранее определиться с выбором. Программа вызвала интерес не только у образовательных организаций, но и у крупных компаний. Детям будет проще понять, чего они хотят, что им по плечу, есть ли у них предрасположенность к данной профессии, какие специальности требуются в конкретном регионе.
У нас также многое делается в этом направлении. Однако есть еще над чем работать. В то же время знаю, что в некоторых сельских школах профтехподготовка значится не только на бумаге. Закупают сельхозтехнику и несколько часов в неделю работают на земле. Девочки получают рабочую специальность овощевода, а мальчики — слесаря-ремонтника сельхозтехники. Потом многие с наработанным багажом поступают в профтехучилища.
К сожалению, у многих сложилось пренебрежительное отношение к среднему специальному образованию: не модно, не престижно. Но стереотипы нужно разрушать. Сегодня в профтехсфере отличная база: современное оборудование, хороший преподавательский состав, который готовит мастеров на все руки. И главное, рабочие сейчас востребованны как никогда. Это следует учитывать, выбирая жизненный путь. Не всем же идти в вузы.
Дословно
Игорь Карпенко, министр образования:
— В этом году планируем сократить прием в вузы и ссузы на экономические и юридические специальности примерно на 10%. Происходит логичное перераспределение цифр приема в пользу профессий будущего, которые завтра будут востребованы на рынке. В первую очередь это ИT-сфера. В Беларуси импульсом к ее развитию стал президентский Декрет № 8 “О развитии цифровой экономики”. Набор на ИT-специальности во многих учебных заведениях будет увеличен как на бюджетную, так и на платную формы обучения. Формировать потребность в кадрах отныне будут не учебные заведения, а Министерство образования, Министерство экономики и Министерство труда и соцзащиты.
infong@sb.by