Связанные одной целью. Белорусский опыт сельскохозяйственной интеграции

Для повышения эффективности работы АПК в Беларуси выстраивают интегрированные цепочки с участием сельхозпроизводителей, переработчиков и предприятий торговли.

За последние пять лет в белорусском АПК уже сформировано почти 70 кооперационно-интеграционных структур, в ближайших планах – создание еще 40–50. В белорусском правительстве этот процесс подстегивают, но в то же время чиновников в регионах предупреждают, что важно не столько количество, сколько качество таких агроальянсов.
Агрокомбинат «Снов», работающий в Несвижском районе Минской области, можно считать одним из самых успешных проектов такой интеграции. Из обычной сельхозорганизации «Снов» вырос в огромный комплекс со своими полями, фермами, современными перерабатывающими цехами и даже фирменной торговлей. Сегодня агрокомбинат постоянно наращивает производство продукции, успешно поставляя ее не только во все регионы Беларуси, но и в Россию. И пусть некоторые скептики говорят, что база этих достижений была заложена еще в советские годы, да и несвижская земля – одна из самых плодородных в стране, тем не менее секрет успеха «Снова» в продуманной и выверенной стратегии развития.
К сожалению, не все хозяйства в Беларуси работают столь успешно. Многие из них, считают в Минсельхозпроде, могли бы быть более эффективными и прибыльными, если бы имели отлаженную цепочку сельхозпроизводство – переработка – сбыт. Естественно, такой альянс должен развиваться исключительно на принципах самофинансирования и самоокупаемости.
До конца 2009 года планировалось сформировать около 40 новых структур, которые бы объединили порядка 90 участников. Однако, как признают в Минсельхозпроде, уложиться в предполагаемый срок вряд ли получится. И прежде всего якобы из-за нерасторопности чиновников на местах. Тем не менее от задуманного правительство не отказывается. Чтобы ускорить процесс, в концерне «Белгоспищепром» предлагают уравнять новые интеграционные структуры в правах с сельхозпроизводителями. Чтобы они, как и сельчане, могли получать предусмотренные в стране  налоговые льготы и иные преференции, в том числе при закупке техники. Логика проста: директора предприятий пойдут на альянсы, только когда почувствуют выгоду.
В любом случае, предостерегает премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, объединение должно быть осмысленным, а новые структуры – работать максимально эффективно. «Мы из Минска не будем навязывать областям, сколько им создавать у себя таких структур – 50 или 20, делать это нужно только тогда, когда в этом есть необходимость», – подчеркнул он.
Некоторые скептики считают, что создание подобных «холдингов» направлено исключительно на то, чтобы избавиться от нерентабельных организаций, прицепив их к успешным, работающим прибыльно. Есть также опасения, что большие компании будут менее поворотливыми, чем малые, и не смогут оперативно реагировать на изменения на рынке.
Однако в пользу такой интеграции говорит объективная необходимость и зарубежный опыт. Нынешние мировые производители продуктов – это не отдельные молокозаводы или мясокомбинаты. Когда ты сам руководишь не только производством, переработкой, но и сетью сбыта, знаешь, что, как и где можно продать, то чувствуешь себя уверенно и работаешь на перспективу.
О том, что объединение и укрупнение – отнюдь не прихоть государства, а естественный эволюционный процесс, можно судить и по некоторым тенденциям в частном белорусском бизнесе. Например, хорошо известная не только в Беларуси, но и в России компания «Санта Бремор» ранее занималась исключительно переработкой рыбы. Потом занялась мороженым. А недавно взяла под контроль не менее известного молочного производителя – «Савушкин продукт», у которого, в свою очередь, есть не только хорошо налаженные связи с сельхозпредприятиями, но и собственное животноводческое хозяйство. Известный производитель мясных изделий «Инкофуд» также какое-то время использовал чужое сырье. А потом на предприятии решили – хоть и не на сто процентов, но обеспечивать себя сами, занимаясь еще и птицеводством.
Однако интегрироваться можно и нужно не только по вертикали, но и по горизонтали, уверены эксперты. «Большинство белорусских молокозаводов слишком малы, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе с зарубежными производителями. Их нужно объединять, укрупнять, консолидировать их капитал», – считает директор центра системных бизнес-технологий «Сатио» Жанна Гринюк. Причем капитал нужен не только для производства, но, что не менее важно сегодня, и для продвижения продукции.
Кризис еще больше подталкивает к тому, чтобы сельхозпроизводители, переработчики и торговля держались вместе. Однако, предупреждают эксперты, в работе по консолидации субъектов хозяйствования очень важно не перегнуть палку, скрестив «бульдога с носорогом». Если в основе объединения предприятий будет лежать взаимный экономический интерес, то такой альянс будет работать гораздо эффективнее, чем созданный на чистом энтузиазме. А новые успешные альянсы в АПК могут породить цепную реакцию и в других секторах экономики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter