ОАО «Гронитекс» снабжает пряжей белорусские и зарубежные предприятия

Связанные одной нитью

Расширение ассортимента, рост объемов производства и экспорта, курс на инновационное развитие: ОАО «Гронитекс» снабжает пряжей белорусские и зарубежные предприятия

Пряжа для дальнейшей переработки в ткань, трикотажные полотна и для ручного вязания, швейные хлопчатобумажные и армированные нити протянулись от белорусского производителя «Гронитекс» к отечественным и зарубежным партнерам. Так что выражение о нитях, связующих судьбы, на фабрике применяется не только в переносном смысле, но и самом прямом. Одно из ведущих текстильных предприятий страны давно уже стало импортозамещающим, а в сложившихся ныне условиях — еще и экспортно ориентированным. О труде в условиях экономического давления коллективного Запада и планах на будущее главного поставщика пряжи для всевозможных тканей узнала корреспондент «Р».

История предприятия начиналась с хлопкопрядильной фабрики, сейчас ассортимент продукции значительно расширился.

Пряжу берем за основу 

Фирменный знак компании «Гронитекс» — хлопковая коробочка, ведь история предприятия начиналась с хлопкопрядильной фабрики. В любом магазине с товарами для рукоделия можно увидеть много разноцветных катушечек швейных ниток с таким значком. В последнее же время благодаря модернизации перечень товаров значительно расширился. Теперь «Гронитекс» является одним из ведущих производителей пряжи гребенной и кардной, хлопчатобумажной и смешанной, а также ниток швейных хлопчатобумажных, армированных широкого спектра линейных плотностей. 

— Наша продукция имеет производственно-техническое назначение и является сырьем для многих отраслей промышленности. На первом месте среди товарных позиций стоит пряжа, которая занимает около 70 процентов от всего объема производства, затем идет котонизированное льноволокно — 20—25 процентов и наконец нитка швейная, — перечисляет самые востребованные товары Светлана Смирнова, директор ОАО «Гронитекс». — Котонизированное льноволокно имеет несколько назначений. VIP-волокно премиум-класса необходимо при выпуске смешанных льносодержащих пряж. Мы используем его у себя на производстве, а также продаем отечественным предприятиям-партнерам. Волокна сортов стандарт и экстра могут выступать в качестве наполнителя для мягких игрушек, одеял, применяться для теплоизоляции в мансардном строительстве частного сектора, шумоизоляции в автомобилестроении и многом другом. 


К слову, котонизированное льноволокно пользовалось хорошим спросом в Евросоюзе. В последнее время по понятным причинам продукция туда отгружается не в таких объемах, как прежде, однако поставки продолжаются, что служит лишним подтверждением предприимчивости бизнеса, чьи интересы далеко не всегда совпадают с политическими декларациями. 

На экспорт сегодня уходит примерно половина произведенной продукции, — продолжает руководитель компании. — Очень большой спрос на нашу пряжу специального назначения и нити возник в России — мы даже не всегда можем его удовлетворить, поскольку существуют ограничения по мощностям. Выполняем только по предварительным заказам, на складе продукция даже не задерживается. Мы могли бы прирасти в объемах, однако для этого нам требуется принять на работу и обучить 20—30 человек. 

С сырьем проблем у предприятия не возникает. Лен — исключительно белорусский, как и полиэфирное волокно, которое поставляет «Могилевхимволокно». Хлопок приезжает из стран Азии, вискоза — из Китая. Оттуда же группа негорючих термостойких волокон. Доля европейского сырья, в котором нашим текстильщикам нынче отказали, была невелика и стала небольшой потерей. 


— Подобные проблемы решаемы, только требуется немного времени, чтобы наладить оборвавшиеся логистические цепочки и новые контакты, — заверяет Светлана Смирнова. — Санкции заставляют нас активнее трудиться, думать, двигаться. 

Безотходное производство

Преимущественно импортного производства и рабочие машины на предприятии — исторически так сложилось, что мощное текстильное машиностроение развивалось в основном в Европе. Это могло бы стать слабым местом, однако в компании и не думают унывать:

— Альтернативные варианты находятся в Турции и Китае. Некоторые узлы делают и в Беларуси. Например, сейчас наши конструкторы разрабатывают чертежи одной из деталей импортной машины для оте­чественной фирмы, которая готова ее выполнить. Европейский производитель, к слову, готов поставить нам необходимый узел, вот только по логистике пока не получается. 

Руководитель предприятия отмечает хорошую работу ремонтно-механического цеха, отдела снабжения, что позволяет фабрике трудиться без перебоев. 

Средняя мощность производства ОАО «Гронитекс» колеблется сегодня от 220 до 250 тонн пряжи в месяц, ассортимент состоит из 25 различных сырьевых составов и номеров пряжи.

Средняя мощность производства ОАО «Гронитекс» колеблется сегодня от 220 до 250 тонн пряжи в месяц, ассортимент состоит из 25 различных сырьевых составов и номеров нити.

У рачительного хозяина не пропадут даже отходы: из остатков льнопереработки на предприятии изготавливают топливные льняные брикеты. Это новый, набирающий популярность вид биотоплива, которое является экологически чистым, практически не дымит, не оставляет золы и обладает высокой теплотворностью. К слову, брикеты из льняной костры пользовались большой популярностью у жителей ЕС. Сейчас они, видимо, будут подбрасывать в свои камины собранный в лесах хворост, а обогреваться льняными брикетами станет больше жителей Гродненщины. 

Как рождается пряжа

Чтобы составить представление о производстве, лучше взглянуть на работу прядильных и чесальных машин. 

— Недавно у нас прошла модернизация, в прошлом году установили поточную льняную линию, — приводит в свои владения мастер прядильного цеха Ирина Бодак. — Мы, кажется, всю Беларусь одеваем в трикотаж, активно занимаемся производством пряжи для бинтов, делаем хлопчатобумажные нити для «Белшины». Очень большие заказы приходят из России, спросом пользуются новые виды продукции — например пряжи из FR-волокна, которые не горят. Из них шьют спецодежду для сварщиков, металлургов, сотрудников нефтехимических и газодобывающих компаний, боевую форму для спасателей МЧС. 

Мастер прядильного цеха ОАО «Гронитекс» Ирина Бодак: «Существует не много предприятий, подобных нашему. Так что без работы мы точно не останемся!».

В прядильном цеху установлены десять машин кольцевого способа прядения и четыре — пневмопрядильных. Есть тростильные машины, которые соединяют две и более нитей, и крутильные, которые их потом скручивают. Сейчас они заняты переработкой специальной огнестойкой многокомпонентной пряжи.

Волокно поступает на производство в спрессованных под давлением кипах весом 120—250 килограммов. По специальным патрубкам оно направляется в разрыхлительные агрегаты, затем следует в очистители, снабженные металлоискателями, — при уборке хлопка или льна с полей туда может затесаться всякий мусор, в том числе и тот, который способен повредить оборудование. Мощная гарнитура прочесывает сырье, одновременно формируя ленту. Из нее вытягивается полуфабрикат, который называется ровница. В катушках он поступает на прядильные машины, которые и делают пряжу. При необходимости пряжа окрашивается в различные цвета, мотальные автоматы перематывают ее в конусоидные бобины весом 2 килограмма, которые и забирает потребитель, чтобы пустить затем на ткацкие станки или трикотажные машины. 

— Прядильное производство — самое затратное и самое тяжелое, — констатирует Ирина Бодак. — Поэтому существует не много предприятий, подобных нашему. Так что без работы мы точно не останемся! 

Выпуск пряжи практически полностью автоматизирован, технологические операции выполняет робот, однако для этого в компьютер следует ввести определенную программу, так что без человека все же не обойтись. Только он способен снять бобины, заправить ленту в технологическую линию, проверить качество продукции. К слову, качество здесь контролируется очень жестко — продукция отправляется на экспорт, поэтому в случае малейшего несоответствия предприятие рискует репутацией. 


— Заказ на июнь — 240 тонн только пряжи, не считая ниток и котонизированного льноволокна, — продолжает Ирина Бодак. — Заказчики готовы брать настолько большие объемы, какие мы можем им дать. Так, «Свiтанак» интересуют хлопковые пряжи, «Моготекс» — смешанные, гродненское «Химволокно» берет хлопчатобумажные уточные нити для шинного корда.

…На сотни бобин со скоростью 120 тысяч оборотов в минуту накручиваются волокна. По периметру поточную линию длиной метров в 50 объезжает специальный робот. Его задача — скручивать оборвавшиеся нити, снимать и переставлять на транспортер вверху бобину заданного объема. Работа не прекращается ни на минуту.

Нет предела совершенству 

— На первом этапе модернизации мы диверсифицировали свой перечень товаров, а также рынок сбыта, — констатирует Светлана Смирнова. — Если раньше производили пряжу, которая состояла главным образом из хлопкового волокна, то сегодня ассортиментная линейка состоит больше из смесей различных волокон. Это позволило изменить клиентскую базу, производить продукцию с большей добавленной стоимостью. Изменилось и назначение наших пряж. Налажена углубленная переработка льна. Большое внимание сейчас уделяется производству пряж для умного текстиля, например термо- и огнезащитной пряжи. Следующий этап инновационного развития предусматривает расширение парка прядильного оборудования и рост объемов производства. Проект прошел госэкспертизу, получил положительное заключение комитета по науке и технологиям, но возникли ранее необозначенные риски — по линии поставщиков европейского оборудования. В данный момент мы изучаем машины и линии азиатских производителей, а когда определимся с новыми идеями, актуализируем бизнес-план и продолжим развитие и совершенствование производства. 


nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter