Раввин Григорий Абрамович: Святость за столом

Святость за столом

Поздний вечер 31 декабря станет для большинства людей как в Беларуси, так и во всем мире временем семейного ужина и встречи 2022 года. Мы поднимем бокалы за то, чтобы год принес нам здоровье и успех, радость и вдохновение, некоторые загадают желания, а кто-то продумает планы на новое, доброе и нужное.

В еврейском календаре нынешний вечер 31 декабря — это еще и время встречи субботы, среди заповедей которой — освещать субботний день, дарованный нам Всевышним, через благословение на вино (виноградный сок) и халы (две плетеные булки). Талмуд (трактат Брахот 33) рассуждает, что данная практика появилась в традиции чуть ли не с III века до нашей эры. Можно было предположить, что за столетия сложились точные правила и благословения на освещение субботнего дня (на иврите — киддуш) или детали того, что и как нужно есть и пить. Но в III веке уже нашей эры мы видим небольшую дискуссию по ряду вопросов в Талмуде (трактат Псахим 106б).

Два мудреца Иосиф и Нахман, цитируя своего учителя Шмуэля, приходят к противоположным выводам. Иосиф утверждает, что нельзя пробовать еду до совершения киддуша, так как благословение над бокалом вина (сока) и освещение субботнего дня с упоминанием сотворения мира Всевышним и выхода народа Израиля из рабства должны быть строго до начала трапезы. А вот Нахман слышал от учителя, что нет ничего страшного в том, чтобы что-то съесть даже до такого важного этапа, как киддуш. Нужно отметить, что сам киддуш в то время был важен не только своей святостью и церемонией. После того как мудрец Шмуэль излечил от болезни глаз величайшего мудреца Иегуду а-Наси, многие верили и в медицинский эффект этого благословения.

Конечно, если два ученика цитируют одного учителя и приходят к противоположному, очень важно понять, как же все-таки правильно. И с ответом на следующей странице Талмуда (Псахим 107а) к нам приходит мудрец Рав, оппонент Шмуэля по ряду дискуссий. Он пишет, что, согласно закону, нет конкретного запрета на то, чтобы что-то перекусить до киддуша. И к этой же позиции, комментируя данный отрывок, приходят муд­рецы XII—XIII веков, находим мы такое же мнение и в книге «Бейт Йосеф» XVI века. И тут мы видим, что при всей важности освещения субботнего дня и строгости ритуала разные мудрецы и в разные века приходили к мнению, что что-то взять с празднично накрытого стола (пусть даже омыв руки и сказав на это благословение) нередкое явление. И это точно не должно быть поводом отмены самого освещения и ритуала.

Некоторые из нас перед новогодним столом, символическим открытием шампанского (или сока), пожеланиями и благословениями на 2022 год будут не против что-то перекусить. Безусловно, найдутся и те, кто увидит в этом некультурный жест, следуя принципу «дождаться всех и торжественно начать». Важно лишь, чтобы это не стало поводом для спора и нашло свой компромисс, как в истории с разрешением что-то попробовать до киддуша. И пусть Всевышний даст нам возможность проявить наше отношение как к традиции, так и к святости, в том числе за столом.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter