Святочные сюрпризы

Книга в подарок на Новый год — это особый жанр...

Когда–то, в те времена, когда мы сдавали макулатуру, чтобы получить талончики на серию, допустим, Мориса Дрюона «Проклятые короли», Новый год всегда увязывался с запахом мандаринов.


Почему–то в другое время года их не было. Только на утреннике в детском саду или школе можно было получить мешочек, где в комплекте с «Мишкой на Севере» и бело–розовым зефиром излучали оранжевую экзотику мандарины... В ту эпоху для нормального советского ребенка, еще не знавшего, что подарок и книга — понятия разные, найти под елкой книжку отнюдь не было разочарованием, даже если он не подходил под образ «ботаника». Что поделать — ни компьютерных игр, ни бесконечных мультиков, лишь «Спокойной ночи, малыши»... Хочешь чародейства и приключений — будь любезен, читай...


Книга в подарок на Новый год — это особый жанр. В ней по определению должно быть нечто чудесное... Подаренная святочными днями ребенку книга может стать его первой любимой книгой и даже изменить судьбу... Грэм Грин, например, первой своей такой книгой называл ныне забытый «Пиратский аэроплан» Капитана Гилсона. Действие там происходит в Сахаре. Дивная экзотика плюс невероятные приключения героев так повлияли на Грина, что, как он сам объяснял, определили выбор его профессии и, если бы не те детские впечатления, вряд ли просился бы он на работу в отдаленные колонии и сносил тяготы и скуку жизни в пресловутой экзотике... Первая книга, которую прочитал Антуан де Сент–Экзюпери, была им найдена дома на дне сундука, а вот о чем она была — он так и не понял... Зато второй его книгой, хорошо усвоенной, стали сказки Ханса Кристиана Андерсена. Не отсюда ли Маленький принц и его Роза? Первой книгой русского писателя Аксакова, перечитываемой без конца, было «Зеркало добродетели» — впрочем, у будущего классика другой книжки просто не имелось. А вот маленький Иван Бунин фанател от Дон Кихота. Кто бы мог подумать, что будущий живописатель быта русской глубинки увлекался рыцарством не меньше сегодняшних готов и реконструкторов и до конца жизни верил, что имеет к европейскому рыцарству самое прямое отношение (то ли по линии предков, то ли по линии переселения душ). А первое реальное приобщение к этому волшебному свету получил... в Витебске, слушая орган в одном из костелов. «Мне показалось тогда, что нет на земле более дивных звуков, чем эти грозные, скрежещущие раскаты, гул и громы, среди которых и наперекор которым вопиют и ликуют в разверстых небесах ангельские гласы...» Маленькая же Агата Кристи читала няне «Ангела любви». Но больше всего полюбила книгу «Наша златокудрая Виолетта». В ней «маленькая Виолетта — безгрешная и неизлечимо больная уже на первой странице — на последней поучительно умирала, окруженная рыдающими близкими». Возможно, многократно представленная в детстве смерть любимой героини помогла королеве детектива описать множество насильственных смертей в собственных произведениях.


Кто как находит свою первую и неповторимую книжку... Кто — под елкой... А поэт Виктор Шнип — в сельской библиотеке. Это были «Палескiя рабiнзоны» Янки Мавра. Поскольку главного героя тоже зовут Виктор, будущий поэт был уверен, что эта книга о нем самом, и даже пытался соорудить в местном пруду такой же плот, как любимые герои. А вот Василь Быков даже такой возможности не имел, в его распоряжении находились только школьные учебники по литературе. В них ему больше всего понравился отрывок из «Дрыгвы» Якуба Коласа. Как–то маленький Василь увидел «Дрыгву» на полке сельмага, но денег приобрести желанный том не было. Быков накопил их так: вместе с другими мальчишками драл кору крушины, сушил и сдавал в сельпо. Зато потом «была асалода». Якуб Колас в детстве любил читать басни Крылова. Владимир Короткевич на вопрос о любимой книге детства как–то ответил: «Гiсторыя Беларусi была цiкавей за ўсё, бо побач (а кнiг на гэту тэму было шмат)».


Сегодня сюжет компьютерной игры становится первой осознанной «книгой». И дитя наше геймерское куда больше радуется новому диску в мешке Деда Мороза (Санта Клауса), чем книге, даже с самыми яркими картинками. Кстати, в этом взрослые с ним абсолютно солидарны. Например, у немцев книги находятся в списке самых непопулярных подарков на Рождество после самодельных подарков и... денег.


Но все же стоит рисковать и среди рождественских сюрпризов подкладывать своим чадам под елочку и книгу — из разряда настоящей, хорошей литературы для детей. Психологи установили, что взрослые любят дарить своим детям именно те книги, от которых когда–то фанатели сами. Не знаю, правильная ли это тактика, но иногда срабатывает.


Сегодня издатели просекли потребности рынка и выпускают целые серии типа «Чудо–книжка под елочку» или «Книга на Рождество». Недавно издательство «Мастацкая лiтаратура» выпустило прелестный сборник с обложкой, похожей на праздничную открытку «З Новым годам!», со стихами, песенками и пьесами современных белорусских писателей на новогоднюю тему. Впрочем, иногда людей заносит, и в блогах можно встретить запись: «Получил на Рождество жизнеутверждающую книгу «Убийства военнопленных». Сказывается и влияние эпохи: как вам слоган «В подарок на Рождество «скачать» книгу»?


В общем, можно и «скачать», если текст хороший. Но давайте уподобимся грекам, которые традиционно на Рождество дарят друг другу книги, и останемся земляками, подарив друг другу в эти праздничные дни белорусскую книгу. Кстати, очень хорошая была бы рождественская акция!

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter