Чем живут и о чем молятся в Свято-Елисаветинском монастыре

Святая обитель

Последние две-три недели добрая половина моих публикаций так или иначе касалась темы коронавируса. Писала репортажи о дезинфекциях транспорта, дорог и даже банкоматов, брала интервью у специалистов, общалась с людьми, излечившимися от этой инфекции. Конечно же, много читала, что пишут другие. В том числе новости о заболевших среди тех, кто посвятил свою жизнь служению Богу. Тема религии мне близка. Признаюсь, в свое время даже несколько месяцев провела в Полоцком Спасо-Евфросиньевском монастыре. Жила вместе с сестрами-послушницами, многое знаю об их быте. И поэтому, когда в интернете появилась тревожная информация о Свято-Елисаветинском монастыре, решила узнать, что же на самом деле происходит в обители. 

Свято-Елисаветинский монастырь.

Лучше один раз увидеть

Жизнь в святой обители идет своим чередом. Из монастырской чайной доносится ароматный запах травяного отвара. В храме в честь иконы Божией Матери «Державная» пахнет ладаном и воском, прихожане обращаются к Богу каждый со своей молитвой. На крыльце нас встречает монахиня Мария (Яковлева). Естественно, мой первый вопрос — про самочувствие и больных коронавирусной инфекцией. Оказывается, из 130 сестер у троих подтвержденный диагноз. Сейчас они в больнице.

— У одной матушки очень ослабленный иммунитет, последний год она все время болела, — рассказывает монахиня Мария. — Вчера к нам приезжали медсестры из поликлиники, брали у всех мазки на коронавирус. Сказали, результаты сообщат в ближайшее время. Мы сейчас не геройствуем, но и не паникуем: тот, кто плохо себя чувствует, немедленно изолируется и лечится, остальные ведут прежний образ жизни.

Наш корреспондент беседует с Матушкой Марией.

Монахиня Мария искренне недоумевает, почему распространители информации о массовом заражении коронавирусом в монастыре не удосужились обратиться к ним для подтверждения публикуемых ими фактов. А ведь и вправду, если лень было ехать или звонить, то хотя бы на сайт монастыря можно было заглянуть? Или в погоне за сенсацией сделать пару-тройку кликов тоже недосуг? Сайт, кстати, вполне добротный. И отреагировали на нем сразу же, как только началась эта истерия с «массовым» заражением. Матушка признается: сестер обижает эта сущая глупость и клевета об эпидемии в монастыре:

— Насельницы, которые чувствуют малейшие симптомы простуды, не ходят на литургию, отдыхают в кельях. У нас есть три сестры — дипломированных медика, они помогают предпринимать все меры. Мы всех простуженных переселили в отдельный корпус. Все поверхности обрабатываем дезинфицирующими средствами. Организовали заболевшим питание из отдельной посуды, сестры с простудой не ходят в трапезную, еду им приносят в келью. И вообще подъем заболеваемости после поста дело обычное, организм ослаблен.



Оснований для паники нет

Как рассказали нам в монастыре, среди священнослужителей нет диагнозов COVID-19. Более того, один из иереев находится на больничном не с вирусной инфекцией, как писали некоторые, а с флюсом и гайморитом. Ему уже лучше. У другого клирика диагностировали воспаление легких, однако болезнь протекает без осложнений. Сейчас он выздоравливает дома. У многих были симптомы обычных сезонных ОРВИ, и они выздоравливали самостоятельно, без медицинской помощи.

Между прочим, эти факты подтверждены документально, а не взяты из воздуха, о чем свидетельствуют и полученные нами материалы из Центра гигиены и эпидемиологии Центрального района Минска. Там также подтверждают COVID-19 у трех монахинь. Контакты первого уровня изолированы в кельях в отдельном корпусе и находятся под наблюдением.



Специалисты отметили, что санитарное состояние корпусов и храмов монастыря удовлетворительное, уборка проводится три раза в день с применением дезинфицирующих средств. Обрабатываются также иконы после каждого прикладывания. Словом, оснований для паники и тревоги никаких нет.

Поэтому, господа блогеры и авторы анонимных телеграм-каналов, прежде чем публиковать хайповые новости, рекомендуем все-таки дождаться результатов анализов и оценки компетентных служб… 



С Божьей помощью

У храма Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского встречаем монахиню Маргариту (Маркевич). Она перебирает в руках четки и тихо произносит молитву.

— Слава Богу, чувствую себя хорошо, даже легкого насморка нет, — отвечает матушка на наш вопрос о самочувствии. — Послушание несу в этом храме — протираю подсвечники, слежу за порядком. Каждый день молюсь о здравии сестер и верующих. Я думаю, эта ситуация поможет нам всем пересмотреть свое отношение к жизни, каждому есть о чем подумать. Надеюсь, что Господь помилует и даст время на покаяние.

Вторит сестре и монахиня Арсения (Козлова) — она выходит из трапезной и спешит на свое послушание:

— С Божьей помощью все переживем. Главное, в трудные времена молиться и не забывать дорогу к храму.

Сестра Арсения.

Сестры признаются: в последние дни прихожан стало меньше. Теперь люди ведут себя более осторожно, обрабатывают руки антисептиками, которые стоят у входа в церковь.

— До Пасхи практически не было людей в масках, а сейчас многие их носят, и перчатки тоже, — делится наблюдениями монахиня Мария. — У нас открыты все церкви, порядок богослужений мы не меняли: проводим литургию и вечернюю службу. С началом эпидемии стали читать специальные молитвы и прошения. От имени сестричества хочу пожелать всем здоровья. Берегите надежду и не падайте духом. Главное, ничего не бояться, ведь с нами Бог!

Вывод из этой истории напрашивается один. Сегодня многие пытаются погреть руки на инфекционной теме. Важно не поддаваться панике, не принимать за чистую монету все, что пишут в интернете и социальных сетях. Ну а в отношении тех заблудших душ, которые все же пытаются раздуть из мухи слона, наверное, впору применить мудрое библейское изречение: «Отче! Отпусти им, не ведают, что творят…»



КОММЕНТАРИЙ

Протоиерей Сергей Лепин, председатель синодального информационного отдела БПЦ: 

— Церковь не призывала закрывать храмы на карантин. Посещать богослужения или нет — решает каждый верующий сам. Мы по-прежнему дезинфицируем иконы и церковную утварь, советуем прихожанам пока воздержаться от целования крестов и прикладывания к иконам. Если среди священнослужителей и монахинь выявляется случай заражения коронавирусом, медики принимают соответствующие меры. Мы находимся в полном взаимодействии с Минздравом, санэпидемслужбой, у нас налажено сотрудничество, чтобы позаботиться о здоровье и священнослужителей, и паствы.

КОМПЕТЕНТНО

Леонид Гуляко, уполномоченный по делам религий и национальностей:

— Действительно, пандемия коронавируса уже давно превратилась в инфодемию. Но руководители религиозных конфессий, священнослужители ведут себя в этом плане достойно. Они не нагнетают обстановку, трезво оценивают положение дел. Прихожане, священнослужители такие же люди, как и все остальные. Здесь не нужно проводить какого-то разделения. Поэтому отношение государства ко всем одинаково, независимо от вероисповедания, национальности и социального статуса. К сожалению, у нас немало тех, кто вместо того, чтобы разобраться в ситуации и разумно ее подавать, выдергивают факты из контекста, искажают реальность. И тем самым сеют панику, нагнетают обстановку, в том числе во взаимоотношениях Церкви и государства. Вот это самое плохое. Поэтому мы со всеми руководителями религиозных объединений провели две встречи, разослали всем письма, в которых высказали свою позицию по этим вопросам. Все с пониманием к этому относятся. А тем людям, которые занимаются злопыхательством, хочу посоветовать: не надо этого делать, это вас совсем не красит.

glushko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter