"Святая к музыке любовь..."

Раздумья композитора перед съездом Музыка во многом отличается от других видов искусства.
Раздумья композитора перед съездом

Музыка во многом отличается от других видов искусства. На протяжении долгих столетий она разработала универсальную, сложнейшую систему средств выразительности, которая обладает огромной силой эмоционального воздействия. А потому слова Плутарха не утратили смысла, а быть может, еще более актуализировались. "Кто приобщится к музыке, - писал древний мыслитель, - тот не запятнает себя никаким неблагородным поступком, будет полезен и себе, и Родине, не допуская никакого нарушения гармонии ни делом, ни словом". Высокую ответственность перед обществом хорошо понимали белорусские композиторы, музыковеды, критики, фольклористы старшего поколения. Сохраняя преемственность с лучшими традициями русской классической музыки и музыкальной науки, они заложили прочный фундамент современной композиторской и музыковедческой школы. Сегодня мы с глубоким почтением вспоминаем имена Г.Ширмы, Г.Цитовича, В.Золотарева, Е.Тикоцкого, Н.Аладова, Л.Абелиовича, Е.Елатова, Ю.Дрейзина, И.Нисневича, Л.Мухаринской.

Несмотря на остаточный принцип в распределении бюджета, государство всегда выделяло средства на приобретение музыкальных произведений белорусских композиторов, заключение государственных заказов. Сегодня эта помощь расширена за счет разнообразных грантов, стипендий, премий, стимулирующих развитие отечественной музыкальной культуры. В тесном диалоге между творцами и представителями Министерства культуры, среди которых, к счастью, много музыкантов-профессионалов и единомышленников, появились наиболее значительные произведения белорусских композиторов. Достаточно назвать оперы "Князь Новоградский" А.Бондаренко, "Дикая охота короля Стаха" В.Солтана, "Визит дамы" и "Юбилей" С.Кортеса, монооперу "Одинокий птах" О.Залетнева, балеты "Рогнеда" А.Мдивани и "Макбет" В.Кузнецова. Трудно предвосхитить пути развития национальной музыки, если этот творческий диалог между государством и Союзом композиторов прекратит свое существование. Однако и при условии материальной поддержки творчества белорусских композиторов остаются нерешенными многие актуальные проблемы, связанные с популяризацией и научным изучением современной белорусской музыки.

В республике, например, до сих пор не решены проблемы защиты интеллектуальной собственности композиторов, исполнителей, музыковедов. В ряду актуальных проблем - отсутствие в республике государственного нотного музыкального издательства. Смешно сказать, но большая часть произведений ксерокопируется или переписывается вручную авторами для исполнителей, если встает необходимость в связи с гастролями или концертами того или иного коллектива. Актуальной уже на протяжении более 60 (!) лет остается проблема национального репертуара. Со дня основания Союза композиторов решается вопрос о создании государственной студии грамзаписи. Увы, на сегодняшний день ни одна музыкальная школа, ни одно училище, ни даже Академия музыки не имеют фонотеки, отражающей богатое музыкальное наследие нашего Отечества и не менее богатое, разнообразное в жанровом отношении творчество современных белорусских композиторов. С грустью можно констатировать и отсутствие в республике периодических музыкальных изданий, газет и журналов. Проблемы национального искусства, исполнительства, музыковедения "рассредоточены" в разных печатных источниках, образно говоря, "курируемых" литературой или другими видами искусства. А как актуально было бы сейчас появление "Белорусской музыкальной газеты" или журнала, системно освещающего вопросы белорусской профессиональной музыки, этномузыкологии, исполнительства.

Постоянные контакты с белорусской профессиональной музыкой наши земляки могли бы иметь с помощью телевидения и радио. Эта проблема даже могла бы стать темой отдельного разговора. Одно можно сказать с уверенностью: реформы на Белорусском радио, направленные на увеличение количества времени на малосодержательные "прямые эфиры", на сокращение авторских, профессионально составленных программ для различных социальных слоев, ориентация на поверхностно-развлекательный характер вещания никак не способствуют интеллектуализации нашего общества и повышению его общегуманитарного, в том числе и музыкального, уровня.

Несмотря на окружающие нас проблемы и противоречия, наше время в чем-то и очень благодатное. Творческую активность белорусских композиторов доказывает и разнообразие их новаторских художественных устремлений. В 80-е годы трудно было себе представить целое направление в белорусской профессиональной музыке, основой которого станет сложнейшая современная авангардная техника. Сонористика, алеаторика, додекафония, минималистика, электронная музыка - все это находит отражение в оригинальных по идее и содержанию произведениях В.Кузнецова, О.Сонина, А.Литвиновского, Д.Лыбина, Е.Поплавского, Я.Янковича, С.Бельтюкова, В.Корольчука. Предметом отдельного исследования могла бы стать современная белорусская музыка для драматического театра, в лоне которой успешно работают композиторы В.Курьян, В.Кондрусевич, О.Залетнев, В.Кондрасюк. Новые, более опосредованные контакты с народными песенно-инструментальными традициями обогащают фольклорные произведения В.Грушевского, А.Гулая, Н.Литвина, Г.Суруса, Л.Симакович, О.Чиркуна, А.Ращинского. Активно работают в жанре камерной инструментальной и вокальной музыки В.Каретников, Г.Ермаченков, Н.Устинова, Л.Мурашко, М.Морозова, А.Новохрост, Э.Носко, постоянно обогащая репертуар современных белорусских исполнителей.

Каждый из нас свободен в своем духовном выборе, и сегодня редкий композитор не соприкасается прямо или опосредованно со старозаветными и христианскими образами. За всю историю существования Союза композиторов не было создано так много произведений на духовную тематику, как за последние годы. При этом наши музыканты демонстрируют извечную, свойственную белорусским землям, межконфессиональную толерантность, ориентируясь на константные, не поддающиеся времени духовные истины и идеалы. Литургии, всенощные, мессы, хоровые концерты, песнопения на канонические тексты композиторов А.Бондаренко, Л.Шлег, О.Ходоско, О.Залетнева, А.Литвиновского, М.Васичкова, А.Короткиной, Ш.Исхакбаевой обогатили репертуар многих исполнительских коллективов республики и свидетельствуют о своеобразном духовном возрождении современного музыкального искусства.

Белорусские музыканты всегда отличались социальной активностью. Особенно это показательно для композиторов-песенников. И это естественно. Песня - душа любого народа и самый демократичный жанр. Сегодня невозможно представить себе ни один фестиваль, форум, национальный праздник - "Славянский базар в Витебске", "Золотой шлягер", "Дожинки" - без песен Л.Захлевного, В.Иванова, В.Мулявина, В.Раинчика, Э.Зарицкого, О.Елисеенкова, Э.Ханка, В.Будника, Д.Долгалева, В.Каризны, В.Серых, М.Морозовой, И.Цветковой. Их песни - это своеобразный барометр нашего времени, и они составляют не менее достойную часть национального наследия, нежели симфонии, кантаты, оперы и балеты.

Приятно отметить (особенно оппозиционно настроенным деятелям культуры), что авторитет Союза композиторов Беларуси постоянно растет среди творческой молодежи, которая интуитивно ощущает некую внутреннюю потребность в творческой организации, ибо под ее крылом, в кругу единомышленников легче объединить усилия, творческие устремления в сложном строительстве отечественного храма музыкального искусства.

Да, XIII съезду композиторов предстоит решить много проблем. Но главная задача - это сохранение союза; необходимо доказать жизнестойкость музыкальных традиций, перспективность и актуальность их развития. Сегодня благодаря определенному взаимопониманию между Союзом композиторов и концертными организациями исполнение белорусской музыки за рубежом приобретает системный характер. Стало очевидно, что наша музыка не только не уступает в профессиональном отношении, не только, образно говоря, конкурентоспособна, но и по многим параметрам несет в себе больший заряд позитивной энергии и духовности. Об этом свидетельствует радушный прием произведений белорусских композиторов на Всемирных днях музыки в Румынии, Японии, Дании, на престижном фестивале "Варшавская осень" в Польше, в Германии, Франции, Англии, Америке.

Правильное и своевременное решение этих вопросов помогло бы во многом гармонизировать состояние определенных негативных процессов в обществе, внести мажорную доминанту в настроение людей, остро ощущающих "безвременье" начала нового века. Музыка всегда была и остается могучим фактором духовного воздействия на общество. Это хорошо понимали в древние времена. Сегодня же мы вновь должны открыть для себя вечные истины.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter