О принятии программы на составление эскиза–идеи памятника героям отечественной войны

Священные места

О принятии программы на составление эскиза–идеи памятника героям отечественной войны

«Великая Отечественная война народов Советского Союза с немецкими фашистскими оккупантами, в битвах с врагом выдвинула целый ряд героев — защитников нашей славной Родины. Имена героев–белорусов — Гастелло, Доватора и других бойцов великой освободительной войны вечно будут живы в памяти нашего народа. О подвигах их, героев–богатырей, будут сложены легенды, все народы будут распевать о них песни, воздвигать монументы, прославляющие их великие дела», — эти слова написаны в сентябре 1942 года. Нацисты тогда хозяйничали на нашей земле. Война была далека от завершения. Оставался еще год до начала освобождения Белоруссии. Но у авторов процитированной «Программы на составление эскиза–идеи памятника героям отечественной войны» была не просто вера, а уверенность, что победа неминуема.

«Трудящиеся воздвигнут памятник»


Программу, которая станет ориентиром на ближайшие годы для зодчих и скульпторов, принимали на совместном заседании правлений Союза советских архитекторов и Союза советских художников БССР. Собрание проходило в Москве. Через несколько лет идеи, высказанные в 1942–м, начали реализовываться в освобожденной Белоруссии. А тогда, в середине войны, перспектива выглядела так: «В столице Белоруссии — в г. Минске, трудящиеся воздвигнут памятник-музей отечественной войны. Снаружи здания устраивается галерея скульптурных портретов героев войны. Предусматривается сооружение памятников в городах или райцентрах БССР, ознаменовавшихся подвигами в борьбе с фашистскими захватчиками».


В апреле 1943–го в Союзе архитекторов БССР обсудили еще несколько проектов, среди которых: «Пантеон Великой Отечественной войны», «Монумент–арка, «каплица» или иная архитектурная композиция для того или иного населенного пункта».


То, что задумывалось, в общих чертах реализовано во второй половине ХХ века. А к осуществлению проектов приступили в апреле 1945 года, когда правительство приняло постановление «Об организации государственной комиссии по охране и восстановлению исторических и архитектурных памятников, увековечению знаменательных мест и событий, связанных с освобождением БССР от немецко–фашистских захватчиков». В том документе за подписью Пантелеймона Пономаренко говорилось не только о планах на будущее, но также отмечалось «неудовлетворительное состояние охраны исторических и архитектурных памятников в республике», критиковались ответственные товарищи из правительства, АН, «отдельные исполкомы», которые «не приняли должных мер по охране и восстановлению памятников старины, разрушенных и полуразрушенных в результате немецкой оккупации, и увековечению знаменательных мест и событий, связанных с освобождением Белоруссии от немецко–фашистских захватчиков».


И все–таки работа шла. Один из первых монументов появился в Бресте. В июне 1945 года горисполком принял решение «установить памятник в парке 1 Мая. В основу построения и оформления принять чертежи бывшего памятника (постройки 1939 г.). Строительство закончить к годовщине освобождения города Бреста от немецко–фашистских захватчиков (28 июля 1945 г.)». Один из пунктов решения предписывает: «Штабу МПО выделить 3 бойцов для охраны военнопленных немцев, привлекаемых для строительства памятника».


Но что за памятник постройки 1939 года? Возможно, на этот вопрос ответят читатели — брестские краеведы...


«Районы, где были партизанские бригады, превратить в заповедники»


Год за годом после окончания войны участники сражений, ученые, партийные работники думали «По вопросу увековечения знаменательных мест и событий, связанных с Великой Отечественной войной на территории БССР». Под таким названием в январе 1946 года состоялось совещание в правительстве. Интересными мыслями делился академик Никольский: «Я бы хотел обратить внимание на идею, которая возникла еще в начале 1944 года. О том, чтобы определить место или районы, где были партизанские бригады, чтобы превратить их в заповедники, сохранить как музеи с историческими экспонатами».


Создание военных мемориалов увязывалось с сохранением культурного наследия прошлых веков. Вот как эта проблема выглядела со слов академика Горева: «Очень плохое положение с учетом памятников старины. И до войны оно было таким, ибо не было такой организации, которой бы это дело поручили.


В настоящее время, когда рассматривают этот вопрос, ссылаются на Академию наук, Комитет по делам культпросветучреждений, Управление по делам искусств, Наркомпрос, а конкретно — не с кого спросить. Сколько мы ни возились с этим вопросом до войны — ничего не сделали, пока не создали рабочую комиссию, которая была при Комитете по делам искусств. Рабочая комиссия собрала тогда все списки исторических памятников, была проделана большая работа по учету всех памятников, но война прервала это дело. Нужно опять создавать такую комиссию и люди должны работать и получать известную плату, а на добровольных началах, в порядке выполнения общественной работы — ничего не будет». На это Мария Ваганова, прежде журналист «Советской Белоруссии», а затем замначальника управления по делам искусств правительства, парировала: «Считаю, что создавать рабочую комиссию — это дело нереальное. Платить заработную плату мы не в состоянии и придется в порядке общественной нагрузки это выполнять. Академия наук, понятно, не должна быть в стороне, и нет необходимости ставить вопрос о создании рабочей группы, а заставить работать рабочий аппарат, созданный при Академии наук, а также Института истории».


Существовали трудности и со сбором информации по памятным местам и захоронениям солдат Великой Отечественной войны, на что обращал внимание директор музея истории войны Ловецкий: «Я хочу сказать о получении материалов из Белорусского штаба партизанского движения. Подробного материала мы не получим, ибо все отчеты составлялись военным языком, где можно только найти материал о подвиге или месте боя. Для этого нужны живые свидетели, а живые свидетели — это руководители партизанского движения, которые в настоящее время на руководящей работе в областях. Когда будет такая рабочая комиссия, она сможет собрать такой необходимый богатый материал.


В отношении партизанских могил штаб партизанского движения данными не располагает. Нет таких данных, где похоронен боец — на поле боя или в братской могиле. Опять–таки надо устанавливать при помощи живых свидетелей».


Работа по увековечению памяти солдат Великой Отечественной войны шла в 1946 году во всех регионах Белоруссии. В докладной записке из Витебского облисполкома в правительство сообщалось: «Учет мест братских могил имеется. Места братских могил очищены, ограждены, озеленены. По области числится 6 братских могил, на которых должны быть поставлены памятники–монументы. 14 могил приведены в порядок и будут украшаться местными средствами, т.е. посадкой цветов, цветущих кустарников, устройством ограждений улучшенного вида.


Для увековечения памяти героев Отечественной войны и знаменательных мест по области в 1945 г. заключен договор с Ленпроектом на изготовление памятников–монументов.


Кроме того, в гор. Витебске предположено установить на быв. Успенской горке в возвышенной центральной части города памятник–монумент «Победа».


Монумент на Успенской горке, правда, не появился. Теперь здесь восстановлен стоявший до 1930–х годов храм. А памятник воинам Великой Отечественной войны соорудили в 1974 году в другой части города, в начале Московского проспекта. Там была разбита площадь Победы, одна из самых больших в Беларуси.


Непростой была проблема установки памятников жертвам Холокоста. Термин «Холокост» в СССР в то время не употреблялся. Массовый геноцид нацистами еврейского населения рассматривался в контексте общих потерь советского народа. Тем не менее от граждан поступали обращения наподобие нижецитируемого письма от октября 1946 года жителей Москвы в Совет Министров БССР: «Чтобы увековечить память наших родителей, детей, сестер и братьев, погибших зимой 1942 г. от рук немецких фашистов, мы, уроженцы гор. Червеня, просим вас утвердить разрешение об установке памятника вне города на могиле жертв фашизма, выданное нам Червенским горисполкомом за № 675 от 12 декабря 1945 г.


К настоящему времени уроженцы г. Червеня, проживающие в Москве, изготовили проекты памятника, модели и приспособления для отливки плит и собрали 16.500 руб.


Макет памятника и фото первой плиты были пересланы вам Белорусским постпредством в августе м–це с.г.


Просим также разрешить горисполкому отпустить из имеющихся на месте необходимые материалы и рабсилу для постройки памятника в 1947 году или разрешить для этой цели дополнительный сбор средств.


Чугунные плиты и колонны к памятнику будут доставлены из Москвы в Червень».


Обращение подписали доцент, кандидат технических наук В.Фундатор, генерал–майор технических войск А.Ботвинник, начальник центральной исследовательской лаборатории завода «Серп и молот» инженер Я.Фрид. Можно представить, как трудно было собрать средства своими силами для увековечения памяти родных и земляков в те послевоенные годы.


«Проекты должны учитывать богатство белорусского национального искусства»


3 июля 1945 года Верховный Совет БССР «у азнаменаванне вызвалення сталiцы Беларусi — горада Мiнска i ўсёй Совецкай Беларусi ад нямецка–фашысцкiх захопнiкаў i ўвекавечання памяцi барацьбiтоў за свабоду i незалежнасць нашай Радзiмы» принял закон «Об ознаменовании Победы и увековечении памяти воинов Красной Армии и партизан, погибших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны Советского Союза». Обращает внимание дата подписания документа и то, что предлагается «дзень 3 лiпеня — штогод праводзiць як усенароднае свята Перамогi i вызвалення беларускага народа ад нямецка–фашысцкiх захопнiкаў». Также ставилась задача «устанавiць помнiк Перамогi ў сталiцы Беларускай ССР — горадзе Мiнску.


Устанавiць меморыяльную дошку ў зале паседжанняў Вярхоўнага Совета БССР з занясеннем прозвiшчаў, iмён i iмён па бацьку дэпутатаў Вярхоўнага Совета Беларускай ССР, загiнуўшых у барацьбе з нямецка-фашысцкiмi захопнiкамi ў перыяд Вялiкай Айчыннай вайны Савецкага Саюза».


Все это было исполнено поэтапно. Мемориальная доска в Доме Правительства висит по сей день — у входа в зал заседаний Парламента.


Монумент «воинам Советской Армии и партизанам, погибшим в боях за освобождение Советской Белоруссии от немецко–фашистских захватчиков» (под таким титулом он фигурирует в документах), открыли в Минске только в 1954 году. Этому предшествовала большая работа. Для начала Бюро ЦК КП(б)Б в декабре 1948 года приняло решение установить «в день 30–летия БССР» (т.е. к 1 января 1949 года. — В.К., В.С.) мемориальную доску на месте, где будет сооружен памятник «воинам Советской Армии и партизанам, погибшим в боях за освобождение Белоруссии от немецко–фашистских захватчиков». Место выбрали посередине Круглой площади (ныне — Победы).


Правительство БССР не раз объявляло открытый конкурс на проектирование монумента. В первый раз — в мае 1946 года. И только в августе 1950–го от слов перешли к делу. Отмечалось особое место будущего сооружения в панораме столицы: «Памятник на Круглой площади будет просматриваться с более высокой центральной части города, а также на подъезде со стороны шоссе Москва — Минск».


В условиях конкурса четко прописывались идейные и эстетические установки, с которыми проектировщикам следовало считаться: «Проекты памятника должны учитывать в своем архитектурном оформлении богатство белорусского национального искусства. Материал памятника — железобетон, гранит, бронза, медь».


Творческое состязание объявлялось всесоюзным, а «в целях широкого ознакомления общественности и трудящихся г. Минска с конкурсными проектами с 11 ноября 1950 г. была организована выставка и проведено обсуждение проектов с участием архитекторов, художников, скульпторов, писателей, рабочих, инженеров и военнослужащих БВО». В жюри входили от руководства БССР Козлов (председатель), Цанава, Горбунов, архитекторы Осмоловский, Парусников, скульптор Азгур и другие. 6 декабря стали известны результаты конкурса. Из 71 проекта выбрали 6, из которых первую премию назначили работе под девизом «Беларусь» авторства Заборского и Короля: «Памятник представляет четырехгранный монумент — обелиск, плоскости пилона украшены белорусским национальным орнаментом и увенчаны гербом БССР».


Точка в деле, однако, не была поставлена. Правительство объявило еще один конкурс — на этот раз закрытый, «на разработку окончательного проекта памятника». В нем приняли участие зодчие и скульпторы из Минска, Москвы, Ленинграда. Король и Заборский вновь заняли первое место. В июле 1952 года из Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР в Совет Министров БССР поступили замечания по одобренному проекту: «Высоту обелиска следует снизить до 30 — 38 метров.


Доработать в проекте элемент перехода к ордену «Победа» с применением позолоты.


Герб Белорусской ССР разместить в нижней части обелиска, выполнив его из гранита, а рельеф знамен сделать более плоским, чем рельеф самого герба.


В обработке ствола обелиска на тему белорусского национального орнамента следует облегчить его верхнюю часть, переместив постепенное насыщение орнамента по стволу к его основанию».


Предполагаемая высота памятника составляла 38 метров. Ставилась задача «разработать грозозащиту сооружения». 9 августа 1952 года правительство БССР просило «Совет Министров СССР выделить 8 тонн бронзы для сооружения памятника».


Открытие монумента состоялось в 1954 году. Вот что сообщал 6 июля на страницах «Советской Белоруссии» корреспондент БЕЛТА: «4 июля тысячи трудящихся Минска собрались на Круглой площади на митинг, посвященный открытию памятника обелиска воинам Советской Армии и партизанам, погибшим в борьбе за освобождение Белоруссии от немецко–фашистских оккупантов.


...11 часов утра. На трибуну поднимаются тт. Патоличев, Мазуров, Козлов, Горбунов, Абрасимов, Макаров, Машеров, Лубенников, Уралова и другие, авторы памятника Король, Заборский, скульпторы Азгур, Бембель, Глебов, Селиханов.


Митинг открывает председатель исполкома Минского горсовета тов. Шарапов. Он предоставляет слово секретарю горкома КПБ тов. Варвашене.


— Вместе с великим русским и другими народами Советского Союза, — говорит т. Варвашеня, — победу над врагом ковал белорусский народ.


Тов. Варвашеня перерезает ленточку. Медленно сползает покрывало. Перед взором собравшихся во всем своем величии предстал 40–метровый монумент. Яркие лучи солнца скользят по отполированному граниту. От бронзовых барельефов ниспадают гранитные ступени. На 4 постаментах из черного гранита возложены массивные металлические венки. Внизу у фасадного барельефа прикреплен четырехметровый меч, увитый лавровым венком, а вверху — герб Белорусской ССР. Обелиск увенчан орденом «Победа», который изготовлен из смальтовой мозаики. Высота ордена «Победа» достигает почти 3 метров».


«Нам помогали кто чем мог»


Во второй половине 1980–х один из создателей монумента на минской площади Победы Георгий Заборский вспоминал, как начинал работать над памятником: «Этой темой для г. Минска, как и многими другими, я занимался еще с 1942 г. Находясь в госпиталях, я участвовал в выставках, которые организовывались в г. Москве, потому что я, как и весь народ, верил в победу над фашистскими оккупантами. Поэтому каждый меня поймет, как он мне дорог».


1942 год. Мы снова возвращаемся в это время. Трудное. И полное надежд. Потом, в первые послевоенные годы, по воспоминаниям Заборского, надежды сбывались. Но тоже приходилось прилагать усилия: «Мы в то время, когда наши города и села лежали в развалинах, а жители ютились в землянках, не имели возможностей для сооружения монумента, необходимых материалов и соответствующих кадров и техники для строительства. Нам помогали кто чем мог.


Вручную вырубали в днепропетровских карьерах гранит, и их мастера его укладывали в натуре. Ленинградская академия художеств выделила найденную смальту, изготовленную великим Ломоносовым, и помогла сделать орден «Победа»; кем–то нам был выделен гидрофобный цемент и т.д.


Каждый мастер своего дела считал за высокую честь что–либо с большой любовью сделать при возведении монумента Победы. Я находился на этой стройке, не считаясь со временем, хотя каждому понятно, что мы восстанавливали и строили жилые дома и заводы, и не было разницы, где день, а где ночь. После его открытия, можно сказать прямо, что было сплошное паломничество отовсюду к этому священному месту».


Так было в каждом уголке Белоруссии, где люди воздавали почести героям и увековечивали память жертв войны.


Кстати


В Издательском доме «Звязда» к 70–летию освобождения Беларуси планируют издать сборник документов «Памятники Великой Отечественной войны в Беларуси. 1942 — 1991 годы».


Советская Белоруссия №29 (24412). Пячтница, 14 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter