Вчера, 12 декабря, в Минске прошла бизнес-встреча руководства МАРТ и концерна «Белгоспищепром» с представителями крупных торговых сетей и отечественных производителей. Основная ее цель — обсудить механизмы увеличения наших товаров в прикассовых зонах магазинов. Сейчас доля белорусского здесь не превышает 18 процентов. Ее расширению препятствуют заключенные контракты ретейлеров с импортерами, а также невозможность произвести в Беларуси все мелкоштучные товары. При этом предприятия республики стараются развивать это направление и работают над импортозамещением многих позиций.
Министр также рассказал, что предприятия имеют свое прикассовое оборудование, которое будет постепенно внедряться в торговых организациях:
— В большинстве прикассовое оборудование магазинам предоставляют сами импортеры сладостей, и у нас оно находится в безвозмездном пользовании. Поэтому прямо сегодня убрать это оборудование и поставить свое — большие затраты для торговли. Для этого процесса нужно время.
В целом, говоря о нашей продукции в магазинах, он сообщил, что их долю планируют увеличить до 62 процентов в 2024 году:
— Сегодня в пищевом блоке доля белорусской продукции занимает 78 процентов, а по некоторым группам товаров доходит и до 100 процентов. В частности, это касается мясной, молочной продукции и яиц. В 2024-м мы будем стремиться увеличить долю отечественных продовольственных и непродовольственных товаров. В основном это коснется товаров для прикассовой зоны и непищевых товаров. Будем наращивать объемы производства.
— Белорусские предприятия давно работают над тем, чтобы импортозаместить известные западные бренды, и во многом это уже получилось. Сегодня, приходя в магазины, мы видим эти товары, но не в таком широком ассортименте, как хотелось бы. Поэтому сейчас продвижению импортозамещаемой продукции уделяется особое внимание. Уверен, что со временем перечень нашей продукции на полках магазинов расширится.
— За 11 месяцев этого года предприятиями концерна выпущено свыше 85 тысяч тонн кондитерских изделий, из которых около 55 тысяч поставлено на внутренний рынок. И примерно 30 тысяч тонн — это ассортимент импортозамещающего назначения. Сегодня мы максимально стремимся заместить импортные аналоги и представить аналогичную продукцию не хуже по качеству, но доступнее по стоимости.
Он отметил, что «Белгоспищепром» заинтересован в увеличении доли отечественной продукции в прикассовой зоне торговых объектов:
— Мы традиционно на протяжении ряда лет занимаемся вопросами продвижения продукции на внутреннем рынке, для нас острый вопрос — освоение прикассовых зон. Мы уже наработали 142 ассортиментные позиции, которые способны заместить импортный товар.
Говоря о перечне выпускаемых предприятиями концерна кондитерских изделий, Олег Жидков сообщил, что сейчас есть уже свыше тысячи наименований продукции, которую предприятия готовы предложить для внутреннего рынка:
— Естественно, это ассортимент, который находится в виде разработанных рецептур, технологий, и понятно, что одномоментно весь этот перечень не производится. Он выпускается исключительно по заявкам торговли. Это то, что сегодня пользуется спросом, имеет хорошую оборачиваемость и может конкурировать. Мы ставим нашим предприятиям задачу по наращиванию экспорта изделий за пределы Беларуси.
sichevich@sb.by