Своё и чужое

Об импортозамещении

Как–то увидела на полке в магазине под вывеской «Купляйце беларускае» испанские консервы. Сказала продавцу. Девушка решила вопрос просто: сняла вывеску. И правда, какая ей разница, что там стоит? Главное, чтобы купили.


Хотя хорошие овощные консервы научились делать и наши предприятия. Их продукция вполне может потеснить импортную. А колбасы, сыры, творожки и йогурты — это вообще наш стратегический экспорт. И все же многие брестчане до сих пор едут в Польшу за покупками. К примеру, сапоги, шапки, шарфики к зиме по возможности покупают там. Вопрос не столько в цене, сколько в качестве и ассортименте. Наша легкая промышленность по–прежнему не в состоянии одеть и обуть красиво и недорого. Импортозамещение — актуальная и непростая тема. Недавно проблема опять обсуждалась в Совмине. Но сказать, что заводы и фабрики достигли больших успехов в этом деле, пока не получается.


На днях довелось побывать на брестском ковровом комбинате, который сейчас старается вернуть былую славу. Помните, в какой цене были брестские ковры? Недавно на предприятие пришел новый гендиректор Аркадий Маточкин. Молодой. Креативный. Смелый. Действует порой оригинально. Взял, например, и прекратил отгрузку ковров в некоторые магазины, в том числе брестские. Объяснил: «чужая» торговля зарабатывала, имея до 120 дней отсрочки по оплате, а комбинат получал выручку спустя месяцы. Потерявшую в цене, понятное дело. Жизнь заставила предприятие развивать фирменную торговлю. Посмотрела на новые ковры в новом магазине и согласилась: отличное сочетание цены и дизайна. Сделано в Бресте, но из... турецкой нити. Сегодня турецкое сырье в изделиях «Ковров Бреста» составляет более 70 процентов. Работники предприятия оправдываются: это не их прихоть, а требование мирового рынка. Мол, и готовы покупать белорусское, да выбрать не из чего. Помнится, прежние руководители предприятия сетовали, что их заставили брать пряжу Оршанского льнокомбината. Нынешний гендиректор с позицией «заставляют» не соглашается. Говорит, никто не принудит покупать то, что невыгодно. Вот ковровый и посылает заявки не в Оршу, а за границу — там почему–то дешевле...


В противовес импорту комбинат старается зарабатывать деньги на экспорте. Пока продажи за пределы страны составляют 25 процентов, а хочется большего. Возможно, перспектива более плотного завоевания рынков на просторах СНГ не совсем далекая. Ведь обновили почти все оборудование — от ткацкого станка до упаковки. Нет, правда, в этой технологической цепочке линии по выпуску нити. Но уже объявлен тендер на покупку станков. Линию, к слову, предприятие намерено взять за свои средства, без кредитов.


С разных трибун говорится: для эффективной работы в рыночных условиях нужно новое мышление руководителей и работников среднего звена. Аксиомой стало утверждение, что надо надеяться в первую очередь на свои возможности и способности, а не на государство. Административное регулирование даже на государственном ОАО «Ковры Бреста» не закрепощает инициативу, как раньше. Иждивенческая позиция — в прошлом. И нынешний ковровый в состоянии не только рассчитаться по долгам, но даже уменьшить зависимость от импорта. Это импортозамещение может быть эффективным.


Но почему не за счет белорусских разработок? Почему даже синтетическое сырье для производства ковровой нити — не какая–нибудь оригинальная космическая технология — не может производиться у нас, в Беларуси? От потенциальных партнеров — химиков, текстильщиков — ковровики не только Бреста, но и Витебска ждут качественного, более дешевого, чем ввозимое, сырья. А если оно сможет выдерживать конкуренцию не только на внутреннем, но и на внешних рынках, это будет почти как в сказке про ковер–самолет: моментом долетишь за доходами в любую страну мира. Вроде бы все есть: и профессионалы, и конкурентные преимущества, и неиспользуемые резервы. Отчего не получается?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter