Как проходит белорусское футбольное межсезонье?

Своё и чужие

Переиначив классика, скажу: любить свое — тяжелый крест. Эта фраза становится особенно актуальной в момент, когда, уютно устроившись у телевизора, дождался стартового свистка арбитра и стал свидетелем возобновления большой игры — весенней стадии плей–офф футбольной Лиги чемпионов.

Белорусское межсезонье проходит тихо. Без взбрыков. Но с некоторыми тектоническими сдвигами. В основном — «по фазе», как говорят. А эпицентром сейсмологических волн нынешней зимы вполне можно назвать Бобруйск. В «Белшине» раскрыли свои широкие объятия для некоего российского инвестора, пустив его в дом со всеми чемоданами. И метлой. Тот мигом вымел из сеней весь прежний состав «пайщиков–концессионеров». Включая тренеров и игроков. Привез своих и засекретился.

Да так, что не пустил на тренировку даже журналистов. Виданное ли дело? Те, понятно, слегка обалдели от такого неожиданного поворота — не «Бавария» же, ей–богу! В кои–то веки проявили интерес, выбрались аж в Пинск, где «Белшина» находилась на тренировочном сборе, а уперлись в закрытые двери. Дескать, минуточку, у нас тут алхимия — колдуем, думаем, как из имеющегося материала золото произвести.

Задача, скажем прямо, со многими неизвестными. Но главное, непонятно вообще в принципе: зачем кому–то понадобился не хватающий звезд с неба белорусский клуб и для чего вкладывать в него деньги, поставив игроков на очень неплохие по нынешним временам зарплаты? А игроки, заметим, на любой вкус. Тут и белорусские «гастролеры», сменившие на своем веку немало «явок и паролей», и аргентинцы, и россияне. На последних, говорят, будет сделан особый упор. Вроде как планируют придать Бобруйску форму плацдарма для обкатки и «переработки» талантливой молодежи. Для того, чтобы перепродавать затем проявивших себя отроков в зарубежные клубы. И делать на этом деньги.

Делать деньги — основная задача пришедшего инвестора. Тут уж как ни крути, но альтруистического вкуса у заварившейся каши как–то совсем не чувствуется. «Что же в этом плохого?» — спросите вы. Да пока ничего, собственно. Кроме того, что и хорошего — тоже ничего. Лично я не вижу в сем сотрудничестве абсолютно никакой пользы для белорусского футбола. Детско–юношеский футбол в Бобруйске как был пасынком, так, уверен, им и останется — новым хозяевам «Белшины» наверняка до простых бобруйских мальчишек дела не будет, у них заботы другие. А подобных перемодификаций «Белшина» в своей истории пережила уже очень много. Но надоя с них как с козла, извините, молока. Зато каждая из них опускала клубный имидж все ниже и ниже. И привела его в итоге к нынешнему состоянию — команды на продажу.

Единственным верным ходом (и его стоило предпринять уже давно) было бы в моем понимании сделать упор на своих молодых воспитанников. И на свою школу. С ущербом для результата на первом этапе, разумеется. Но кому он нужен, сделанный руками и ногами приехавших «зашибить рупь» чужаков? Не стоит забывать, что главная звезда белорусского футбола всех времен Александр Прокопенко — бобруйский хлопец. И с миром покоится на кладбище в деревне Токари Бобруйского района. Об этом хорошо бы вспомнить всем, включая и федерацию футбола, которая также неожиданно улыбчиво и радостно восприняла внезапный аргентинско–российский вектор «Белшины».

В нашем футболе в последнее время стало гораздо меньше денег. Это факт. Но каким образом это меняет лицо чемпионата? Увы, не так, как хотелось бы. Отток в зарубежные первенства тех, на кого есть хоть какой–то спрос, не удивляет — рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Печально другое. Освободившиеся места в большинстве клубов занимает не своя подрастающая молодежь, а опять же сплошь легионеры. С той лишь разницей, что уровень их с каждым годом становится все ниже и ниже. И так будет продолжаться до тех пор, пока не станем уважать себя и кардинально не изменим систему развития клубного футбола в целом.

Где взять своих воспитанников «Ислочи», «Крумкачам», «Городее» и иже с ними? Это вопрос из другой оперы и тема для отдельного разговора, ведь у них, кроме вывески, за душой ничего нет. Но те, у кого есть возможность что–то изменить, почему–то под одобрительные возгласы, в том числе и АБФФ, предпочитают работать на дядю, а не на родной футбол. Этак мы еще долго будем ходить по кругу. И придем к тому, что болельщики на стадион вовсе перестанут ходить. Особенно те, у кого по телевизору Лига чемпионов.

Советская Белоруссия № 30 (24912). Среда, 17 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter