Своя рубашка ближе? Какие торговые барьеры стоят на пути продукции белорусских производителей.

Как планируется, уже с 1 июля Беларусь и Россия в рамках Таможенного союза должны обеспечить свободное обращение товаров на территории двух стран. Однако наши соседи по-прежнему используют ограничительные меры. Почему так происходит и как решить эту проблему?

Как планируется, уже с 1 июля Беларусь и Россия в рамках Таможенного союза должны обеспечить свободное обращение товаров на территории двух стран. Однако наши соседи по-прежнему используют ограничительные меры. Почему так происходит и как решить эту проблему?

В настоящее время, как отмечают в белорусском МИДе, россияне в торговле с нашей страной применяют 12 ограничительных мер.
Например, существует ограничение доступа белорусских товаров к системе российских государственных закупок в виде установления ценовых преференций в размере 15 процентов только для поставщиков российских товаров. Указанные преференции распространяются только на ограниченный перечень белорусских товаров. Также введены ограничения на доступ белорусской автомобильной и коммунальной техники, производимой на территории России, к закупке федеральными органами исполнительной власти и субъектами России с использованием субсидий. Существует запрет на распространение льготных условий кредитования в российских банках с субсидированием процентных ставок и приобретения сельхозтехники в лизинг.
“Действующая экспортная пошлина на нефть, — констатируют в МИДе, — является особо весомым изъятием из режима свободной торговли, а взимание с 1 января 2010 года вывозной таможенной пошлины на отдельные категории нефтепродуктов, поставляемых в Беларусь из России, нарушает положения международных обязательств Российской Федерации. Внутренняя российская цена на газ существенно ниже цены на газ в Беларуси даже с учетом транспортных издержек. Это создает существенные ценовые преимущества для российских компаний и производимых ими товаров как на внутреннем, так и на белорусском рынке и по сути является фронтальной субсидией всей российской экономике”.
Помимо этого процедура осуществления государственного ветеринарного и лабораторного контроля Российской Федерации за содержанием антибиотиков в белорусской продукции животного происхождения, а также отсутствием генно-модифицированных микроорганизмов и меламина организована таким образом, что создает технические барьеры  доступу белорусской продукции на рынок России. Также у наших соседей существуют неравные условия по регистрации предельных оптовых цен на лекарственные средства белорусского и российского производства.
“Ограничительные меры, применяемые Российской Федерацией, наносят наибольший экономический ущерб Беларуси, что обусловлено объемом торговли и близостью экономических связей между нашими странами”, — считают в МИДе.
Желание государства отдать приоритет национальному производителю, как отмечают эксперты, вполне естественно. Однако экономика за последние десятилетия стала глобальной. Пора всем забыть о средневековом натуральном хозяйстве, уверен экономист Ярослав Романчук. Если какие-то страны ограничивают доступ на свой рынок, то от этого проигрывают не только потенциальные поставщики товаров и услуг, но и сами эти государства. Барьеры замедляют развитие всей мировой экономики. Поэтому в мире и развиваются свободные экономические пространства вроде ЕС.
Российские ограничительные меры, объясняет декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев, можно считать одним из способов давления на Беларусь. В Москве полагают, что о полностью свободной торговле правильнее будет говорить только тогда, когда появится не Таможенный союз, а полноценное единое экономическое пространство. Однако, по мнению профессора, и Таможенный союз — весомый повод для того, чтобы избавиться от ограничений. “Если уж Россия взяла на себя обязательства, то их нужно выполнять”, — уверен он.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter