Своя рубашка ближе к телу

Первый замминистра торговли Александр Забелло: «Принимаемые промышленностью к освоению объемы производства новых товаров должны быть экономически обоснованными»...    

Первый замминистра торговли Александр Забелло: «Принимаемые промышленностью к освоению объемы производства новых товаров должны быть экономически обоснованными».

К продукции отечественного происхождения наш потребитель зачастую относится с предубеждением и недоверием, хотя порой вполне незаслуженно. Подобный вопрос недавно поднял глава государства, принимая правительство и Нацбанк с докладом о работе экономики за истекший период 2012 года. Он подчеркнул, что план модернизации отечественных предприятий с выходом на выпуск конкурентоспособной продукции, ориентированной прежде всего на импортозамещение и экспорт, должен быть у каждого руководителя.  О том, как за последнее время изменилась структура импорта продукции для населения, на какой основе формируется перечень недостающих товаров, в интервью «Р» рассказал первый заместитель министра торговли Александр Забелло.

Скованные одной целью

— Александр Леонидович, не секрет, что доля потребительских товаров в общей структуре импорта не так уж и велика, но их отсутствие на прилавках покупатели замечают сразу. Прошлый год стал своеобразным «ситом», через которое «просеялись» далеко не все импортеры. Поставщикам какой продукции приходится умерять свой пыл сегодня?

— Действительно, основная доля импорта, а это около 80 %, приходится на промежуточные товары: энергоносители, сырье, материалы и комплектующие. И, на первый взгляд, потребительский рынок особой погоды не делает — удельный вес этих товаров в структуре импорта за семь месяцев нынешнего года составил всего 11,4 %. Если же перевести сухие цифры в реальные суммы, то получится, что, например, в 2010 году было ввезено из-за пределов республики товаров на сумму $ 5,6 млрд., в 2011 году этот показатель достиг отметки в $ 7 млрд., а в январе—июле текущего года — $ 3,1 млрд.

Мы наблюдаем позитивные изменения в части снижения импорта потребительских товаров. Прежде всего за счет уменьшения ввоза непродовольственной группы, а именно — легковых автомобилей. Их доля сократилась почти в 2,5 раза, с 64,3 % в январе—июне 2011 года до 25,9 % в январе—июне 2012-го. Но в то же время в республику меньше и по стоимости, и по количеству по сравнению с январем—июлем прошлого года было ввезено крупы, макаронных изделий, моющих и чистящих средств, тканей всех видов, ковров и напольных покрытий, керамической плитки, газовых плит, стиральных машин и других товаров.

— Значит, можно утверждать, что потребитель все чаще выбирает белорусский аналог зарубежной продукции?

— Несомненно. В республике с каждым годом выпускается все больше товаров, отвечающих интересам и требованиям потребителей. Подтверждением заслуженного признания у покупателей является сложившийся уровень продаж. Так, по данным Белстата, в первом полугодии текущего года покупательский спрос через все каналы реализации обеспечивался за счет отечественных товаров на 71,7 %, в том числе по пищевым продуктам, напиткам и табачным изделиям — 82 %, по непродовольственным товарам — на 61,6 %. Стоит отметить: практически не уступают импорту и конкурентоспособны по качеству и цене плодоовощные консервы для детского питания, макаронные и табачные изделия, новые модели стиральных машин, холодильников и морозильников «Атлант», СВЧ-печей «Горизонт» и «Мидеа», тепловентиляторов «Витязь», газовых плит «Гефест», а также белорусский бельевой трикотаж, корсетные изделия, синтетические моющие средства и многие другие товары.

— Тем не менее следует признать, что часть товаров в Беларуси выпускается в недостаточном количестве, а некоторые не производятся и вовсе, хотя наладить их производство не так уж и сложно. Достаточно вспомнить хотя бы пресловутые зубочистки и памперсы. Как сделать так, чтобы желания производителей и потребителей совпали?

— Чтобы в какой-то степени сориентировать производителей, ежегодно Минторг направляет заинтересованным ведомствам перечень потребительских товаров, рекомендуемых для освоения их производства организациями-изготовителями республики, улучшения потребительских характеристик уже выпускаемой продукции, увеличения объемов поставок востребованных населением товаров на внутренний рынок. Этот перечень также размещается на нашем сайте. Так, в 2013 году предприятиям-изготовителям предлагается рассмотреть возможность расширения номенклатуры выпускаемых товаров за счет более чем 300 товарных позиций. Производство 139 из них уже осуществляется в республике, но в недостаточном количестве и ассортименте, либо же отдельные параметры или свойства не удовлетворяют полностью потребительский спрос. Еще 163 позиции вообще не производятся отечественными предприятиями. Эта информация адресована как отраслевым министерствам и концернам, облисполкомам, Минскому горисполкому, так и представителям малого бизнеса, предприятиям и индивидуальным предпринимателям.

В каждом деле должен быть разумный подход. Поэтому принимаемые промышленностью к освоению объемы производства новых товаров должны быть экономически обоснованными. Предлагая к освоению ту или иную продукцию, мы полагаем, что ее выпуск необходим не только для внутреннего рынка, но и для обеспечения экспортных поставок. Следовательно, уровень исполнения, потребительские и качественные характеристики должны быть соответствующими.

Невозможное возможно

— В последнее время в средствах массовой информации можно встретить неоднозначные комментарии как относительно номенклатуры товаров, включенных в перечень, так и их объемов. Расскажите, как формируется сей список и как вы рассчитываете необходимое количество товаров?

— Прежде всего следует отметить, что разработка и актуализация перечня — это результат, можно сказать, исследовательской работы многих специалистов. Документ формируется на основании анализа конъюнктуры потребительского рынка, импорта товаров, сложившегося уровня продаж с учетом обоснованных предложений торговых организаций и органов управления торговлей облисполкомов и Минского горисполкома. В перечне указана ориентировочная потребность, так как уточненные объемы поставки на внутренний рынок возможно определить только после представления образцов товаров в ассортименте с конкретным указанием технических характеристик, потребительских свойств и отпускных цен. Перечень максимально оптимизирован  по количеству наименований, ведь в страну завозятся тысячи наименований, видов и разновидностей потребительских товаров.

Можно рассуждать об отсутствии необходимости, экономической нецелесообразности организации производства в республике многих товаров, в том числе и мобильных телефонов, цифровых фоторамок, елочных украшений. Но время расставит все на свои места. И то, что вчера однозначно отвергалось, завтра будет взято на вооружение. Так, в феврале 2009 года было признано нецелесообразным освоение выпуска на предприятиях концерна «Белнефтехим» монтажных пен и герметиков для заделки швов. Но уже в четвертом квартале того же года ООО «БелИНЭКО» — резидентом СЭЗ «Брест» — было освоено производство монтажных пен, а в 2010 году — герметиков для заделки швов, которые успешно продаются как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Или другой пример. Совсем недавно шла речь об экономической нецелесообразности выпуска в республике детских подгузников, которые, к слову, были включены в перечень товаров для рассмотрения вопроса освоения их производства. Ведь ежегодно для удовлетворения покупательского спроса санитарно-гигиенических изделий для детей импортируется на сумму более $ 30 млн. В качестве аргументов промышленностью приводилась незначительная потребность внутреннего рынка — 100 млн. штук, а также высокая стоимость оборудования, сырьевых компонентов, значительная конкуренция со стороны известных и популярных брендов. Тем не менее уже в августе текущего года в рамках реализации инвестиционного проекта «Организация производства средств личной гигиены» на ИЧПУП «БелЭмса» (резидент СЭЗ «Могилев») состоялось официальное открытие первого в Беларуси производства подгузников для детей. Выпущены пробные партии изделий, ведется их сертификация. Предполагаемый объем выпуска — 112 млн. штук в год. Продукция будет поставляться также на экспорт. Примечательно, что этот инвестиционный проект получит дальнейшее развитие: в ближайшем будущем покупателям будут предложены другие виды средств личной гигиены, произведенные на предприятии. Стоит напомнить, что в республике освоен выпуск таких товаров, как энергосберегающие люминесцентные лампы, электросушители для рук. Их производство также ранее считалось нецелесообразным.

Что же касается будущих проектов, то в 2013 году ОАО «Витебскдрев» будет введено в эксплуатацию производство древесно-волокнистых плит — основы ламинированного напольного покрытия, и в ближайшей перспективе покупатели смогут приобрести отечественный ламинат для пола. Эта позиция также некогда входила в группу товаров, освоение производства которых считалось неэффективным.

— Часто бывает, что к вопросам импортозамещения подключаются зарубежные инвесторы в лице крупных международных компаний, создаются совместные предприятия. Расскажите о результатах такого взаимодействия.

—В настоящее время, например, предприятия концерна «Белгоспищепром» освоили производство порядка 40 наименований продукции под брендами стран ближнего и дальнего зарубежья. Управляющей компанией холдинга «Горизонт» освоен выпуск микроволновых печей за счет привлечения средств иностранного инвестора «Мидеа групп». Подписано также соглашение о сотрудничестве с Эксимбанком Китая, Китайской корпорацией инжиниринга «САМС» по инвестиционному проекту Китайско-белорусского индустриального парка на территории нашей страны. Это позволит создать единую платформу по исследованиям, разработке и производству любых новейших высокотехнологичных изделий бытовой техники и электроники.

Кроме того, Министерство промышленности осуществляет инвестиционный проект по созданию совместного предприятия по сборке легковых автомобилей с участием китайской корпорации «GEELY», Белорусского автомобильного завода и холдинга «Автокомпоненты». Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца» осуществляет выпуск стиральных порошков под брендом «Yplon» для реализации на внутреннем рынке и за рубежом. Это только отдельные примеры.

По делам

— Если перечень Минторга предлагается в качестве информации для товаропроизводителей, то постановлением правительства определены уже конкретные задания на выпуск и поставку в 2012 году импортозамещающих потребительских товаров. Каковы промежуточные итоги?

— В первом полугодии организации-изготовители произвели и поставили на внутренний рынок республики 72 из 81 позиции импортозамещающих потребительских товаров. В их числе — стиральные машины с загрузкой белья до 7 килограммов, с оптимальным набором функций, позволяющих экономить расходы на воду и электроэнергию; холодильники с зоной свежести; новые модели LCD-телевизоров со светодиодной подсветкой, включающие USB-разъем, два цифровых тюнера, разрешение экрана повышенной четкости; аэрогрили с объемом стеклянной колбы на 9,5 литра, таймером и регулятором мощности, оптимальными режимами разморозки, сушки, тушения, выпечки, обжаривания и гриля. Также это хлебопечи, имеющие до 12 программ выпечки хлеба и таймер отложенной выпечки до 13 часов; электросушилки для фруктов и овощей мощностью до 500 Вт, с пятью съемными секциями и регулировкой температурных режимов.

Появились также синтетические моющие средства с повышенной моющей и отбеливающей способностью. Они содержат комплекс кислородосодержащих и оптических отбеливателей, специальные ферменты и другие активные вещества, способные удалять пятна в зависимости от типа загрязнения, при этом не позволяющие краске «вымываться» из ткани. Появились новые коллекции одежды, обуви и другие товары.

— С какими трудностями приходится сталкиваться при реализации проектов?

— Как показывает мониторинг продаж новых товаров, проводимый органами управления торговлей на местах, по отдельным видам продукции требуется расширение ассортимента, доработка технических характеристик, качественных и ценовых параметров, дизайна либо увеличение объемов поставки. Соответствующая информация направляется изготовителям для принятия мер. Хочу подчеркнуть, что перечень товаров — ориентир для производителей, и каждый ищет свой путь развития. В этом мы неоднократно убеждались, а приведенные выше примеры и практически постоянно поступающие звонки от изготовителей товаров, в том числе частных унитарных предприятий, индивидуальных предпринимателей по уточнению тех или иных параметров касательно перечня, подтверждают это. Несомненно, необходима значительная работа по реализации мероприятий по продвижению, позиционированию новой продукции, ее рекламе. Это должна быть совместная деятельность производителей, организаций торговли и средств массовой информации. Наш покупатель должен узнать и понять преимущества белорусских товаров, быть уверенным, что он не ошибся в своих предпочтениях, пользуясь продукцией, сделанной в Беларуси.

По поводу

В списке предполагаемых новинок и доработок отечественной мысли и промышленности, систематизированном Минторгом, из трех с небольшим сотен товаров лишь 10 относятся к продовольственной группе: сахарная кукуруза (9 млн. условных банок), маринованные грибы (200 тыс. условных банок), быстрозамороженные овощи, грибы и фруктовые смеси (4,5 тыс. тонн), рыбные консервы для детского питания (500 тыс. условных банок), гипоаллергенные детские сухие смеси (250 тонн), а также конфеты-«шипучки» по аналогии с украинскими (40 тонн), леденцы на палочке (30 тонн), бульонные кубики (20 тонн), байховый и травяной чай в пакетиках (1 тыс. тонн), заменители сахара (1 тыс. тонн).

Что касается непродовольственных товаров, то здесь настоящее поле для инициативы. Например, в полку электротоваров должно прибыть 10 тыс. кондиционеров, 20 тыс. электрочайников и соковыжималок, 50 тыс. пылесосов мощностью от 1800 Вт, с пониженным уровнем шума, 80 тыс. стиральных машин, 100 тыс. утюгов, 120 тыс. холодильников и морозильников, 5 млн. энергосберегающих люминесцентных ламп. Среди прочих позиций, где производителям рекомендуют поднажать, фигурируют решетки для барбекю в количестве 30 тыс. штук, 80 тыс. тюбиков и баночек крема для обуви, 50 тыс. контейнеров для еды, 100 тыс. фенов и 120 тыс. зонтиков, 10 млн. расчесок и массажных щеток, 1 млн. зубных щеток, по 500 тыс. наборов красок, гуаши и пластилина, 1 млн. клея-карандаша, 5 млн. ручек, 10 млн. пар обуви.

Но если большинством из перечисленных товаров никого не удивишь — они давно выпускаются в Беларуси, пусть и в недостаточном количестве, то есть и такие товары, производство которых еще следует организовать. В частности, это 30 тыс. GPS-навигаторов, 50 тыс. планшетных персональных компьютеров, по 1 млн. мобильных телефонов и цифровых фотоаппаратов, 2 млн. солнцезащитных очков. Ожидается, что в следующем году на внутреннем рынке появится 10 тыс. посудомоечных машин от отечественных производителей, 20 тыс. светильников с дистанционным управлением, 25 тыс. душевых кабин, 50 тыс. бензопил, такое же количество термосов. Отнять «кусок пирога» у Китая и России намерены за счет собственного выпуска 1 млн. заколок, обручей и резинок, 5 млн. цветных карандашей, 5 млн. наборов фломастеров, 10 млн. пластиковых папок и такого же количества зажимов для бумаг, а также 500 тыс. мячей, 1 млн. скакалок, 5 млн. елочных украшений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter