Своя рубашка ближе

Защитить отечественного производителя – значит, поддержать белорусскую экономикуЧтобы быть покупателем-патриотом, недостаточно просто иметь много денег. Необходимо, чтобы за эти деньги можно было купить много хороших отечественных товаров. Ограничение торговых наценок на импорт, которое может быть введено с 13 сентября, как полагают эксперты, способно привести к удешевлению зарубежных товаров. Однако не приведет ли это в дальнейшем к дефициту импортных изделий, не придется ли нам стать покупателями-патриотами не по своей воле?

Без лишних “накруток”
Постановление Минэкономики № 179, вокруг которого в последнее время разгорелся сыр-бор, исполнено благими намерениями. Вместо многократного “накручивания” цены на импортный товар планируется ввести предельную торговую наценку на уровне 30 процентов, причем в эти рамки должны “вписаться” абсолютно все звенья на пути от заграничного производителя к белорусскому потребителю. Не об этом ли мечтал каждый из белорусов? Почему мы должны платить втридорога? Пусть импортеры убавят аппетиты, и зарубежные товары в Беларуси станут дешевле!
В Министерстве экономики принятие постановления объясняют заботой об обычных гражданах. Говорят, мол, немало белорусов недовольны дороговизной импортных овощей, цитрусовых, бананов, да и промышленных товаров тоже. При этом, правда, признают, что постановление призвано помочь и отечественным производителям, которым все тяжелее конкурировать на нашем рынке с зарубежными компаниями. “У нас вызывает озабоченность, что по многим товарам импорт начинает задавливать белорусских производителей, — заявил замминистра экономики Владимир Адашкевич во время встречи с представителями отечественных бизнес-ассоциаций. — Причем это касается тех групп, которые мы производим сами и которые по качеству не уступают импортным”. В частности, это относится к пиву, шоколаду, овощной продукции.
Логику рассуждений следует понимать таким образом: будет у наших производителей меньше конкурентов, тогда и они смогут расправить крылья и порадовать потребителей изобилием качественной продукции. Помочь в этом могут и нынешние импортеры, которые вложат средства в развитие белорусских производств.
Примером этому может служить ситуация с производством в Беларуси табачных изделий зарубежных марок. “Ничего страшного не произошло, когда некоторые марки сигарет исчезли с прилавков, — напоминает Владимир Адашкевич. — Мы переориентировали зарубежные компании на выпуск сигарет в Беларуси. Нам говорили, что опять будет черный рынок, но этого не произошло”.
За и против
С тем, что постановление Минэкономики действительно приведет к удешевлению импорта, согласно и большинство представителей предпринимательских союзов. Правда, при этом добавляют, что надолго подешевеют лишь некоторые импортные товары. На основную же массу падение цен произойдет лишь на месяц-два, а затем их привозить станут все меньше.
Уменьшение импорта поможет сократить отрицательное внешнеторговое сальдо Беларуси. И для экономики в целом и белорусского рубля в частности это несомненный плюс. По итогам семи месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего объем экспорта товаров вырос почти на 60 процентов, а импорта — на 58. Тем не менее отрицательное сальдо превысило 3 миллиарда долларов.
Есть еще один аргумента “за”: раз импорт подешевеет, то и инфляция снизится.
Однако, обращают внимание специалисты, у медали есть и оборотная сторона. Если импортеры будут зарабатывать меньше, то некоторые из них могут отказаться от поставок, что приведет к дефициту на нашем потребительском рынке.
Сегодня один оптом покупает товар за границей, второй выдает ему на это кредит, третий привозит груз в Беларусь, четвертый продает его в магазине. И все звенья цепочки могут остаться без работы. А раз так, то, по некоторым оценкам, на 10 процентов могут уменьшиться налоговые поступления. А налоги — это пенсии и источник расходов на всю социальную сферу в целом.
Изменения могут ударить и по нашим крупным предприятиям. Если, например, тот же МАЗ перестанет получать некоторые импортные детали, сможем ли мгновенно наладить аналогичное производство в Беларуси? К тому же нужно учитывать, что штучный товар всегда дороже массового. И это может привести к удорожанию наших грузовиков и автобусов.
Нельзя всех стричь под одну гребенку, убежден председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Кто-то везет из соседней страны, а кто-то — из-за океана. К тому же, призывает он, не нужно путать торговую наценку с рентабельностью. Например, у поставщиков парфюмерии торговая наценка может доходить до 60 процентов. Но рентабельность с учетом больших издержек зачастую не превышает и 5 процентов. Похожая ситуация и с бельевым трикотажем. “Красивый магазин, вышколенные продавцы, много рекламы — все это требует денег”, — объясняет руководитель конфедерации.
По его мнению, от введения в действие постановления № 179 наиболее выиграть могут лишь крупные оптовые сети, гипермаркеты. Для потребителя это чревато повышением цен и скудностью выбора импортных товаров.
Наши колбаски — просто сказка
Если и вправду поверить в опасения скептиков, то сразу же возникает резонный вопрос: а без чего, собственно говоря, мы можем остаться?
По официальной статистике, в январе—июле текущего года доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме их розничного товарооборота составила 78,8 процента, в том числе продовольственных товаров — 85,5, непродовольственных — 69,6 процента. Причем если сравнить с аналогичным прошлогодним периодом, удельный вес основных отечественных продтоваров вырос, а промышленной продукции — уменьшился. 
Выходит, что без импортного продовольствия мы и так неплохо обходимся. Может, это и правильно: свое более свежее, везут ближе, потому, видимо, и консервантов меньше. К тому же, как уверяют некоторые медики, любому человеку всегда лучше есть то, что выросло в его климатических условиях.
Правда, по разным продуктам пристрастия покупателей и, видимо, наличие таковых на прилавках существенно отличаются. Например,  если не учитывать торговлю субъектами малого предпринимательства негосударственной формы собственности, по итогам семи месяцев нынешнего года при выборе мяса и птицы белорусы в наших магазинах 99,3 процента денег тратили на отечественную продукцию. Примерно такая же ситуация и с колбасными изделиями, мясными консервами и животным маслом. Но есть и такие продукты, на которые больше половины средств тратили на импорт. Это, в частности, касается рыбы и морепродуктов, растительного масла и соков. На них до 60 процентов средств покупателей уходило совсем не нашим производителям.
Среди непродовольственных товаров в январе—июле потребительский патриотизм наиболее проявился в отношении цветных телевизоров (96 процентов), а также трикотажных и чулочно-носочных изделий (по 87 процентов). Чуть менее, но все же крепки позиции у отечественных производителей стройматериалов, холодильников и морозильников, обуви, одежды и белья. А вот со стиральными машинами, синтетическими моющими средствами ситуация совсем иная: 60—65 процентов денег потребители потратили на импорт.
Выходит, что тому, кто верит в приближающийся дефицит, впору запасаться если не стиральными машинами, то стиральными порошками уж точно?
Заместить — значит закрыться?
Как планируется, до 2010 года в Беларуси должно появиться около 800 новых и модернизированных предприятий. В настоящее время, по некоторым оценкам, реализуется порядка 500 импортозамещающих проектов. В состоянии ли Беларусь обеспечить себя абсолютно всем если не сейчас, то хотя бы в будущем?
А нужно ли нам возвращаться к натуральному хозяйству, ставит вопрос ребром  Ирина Новикова, член совета Белорусской научно-промышленной ассоциации, завкафедрой Академии управления при Президенте.
“Вопрос импортозамещения — это прежде всего решение проблемы сохранения рабочих мест”, — объясняет она. И для Беларуси это, конечно, важно.
Но обратите внимание: Китай, пошедший в свое время по тому же пути, от него отказался. “Для того чтобы участвовать в международном разделении труда, развиваться, нельзя заниматься импортозамещением”, — объясняет завкафедрой мотивы Поднебесной. “Белорусская экономика — открытая, — проводит она параллели. — Если мы будем заниматься импортозамещением, то практически мы закрываем себя”.
Крупный белорусский производитель дорожной и строительной техники “Амкодор” львиную долю продукции поставляет на экспорт. В рамках импортозамещения, как говорит заместитель главного конструктора Вячеслав Семашко, используются белорусские комплектующие, часть из которых вдвое дороже импортных. Выпускать стопроцентный белорусский погрузчик, считает он, вряд ли следует. Дело в том, что у наших производителей не во всех странах есть сервисные центры, они не могут в любую точку мира быстро доставить запчасти. Поэтому и заказчики требуют использования многих небелорусских узлов и механизмов.
Грузите апельсины бочками
Следует учитывать и масштабы производства, обращает внимание председатель правления Белорусского союза налогоплательщиков Анатолий Труханович. “Есть такое понятие, как точка безубыточности”, — поясняет он. Чтобы предприятие работало с прибылью, нужно, чтобы оно выпускало и продавало более определенного объема продукции. Иначе либо производителю придется работать “в минус”, либо продукция будет дороже, чем могла бы быть. Нечто подобное произошло с попыткой производить в нашей стране по импортозамещению продукцию медицинского назначения. Товар с конвейера выходит хороший и нужный. Вот только из-за ограниченности спроса на отечественном рынке объем производства невелик, и продукция дороже импортной.
При реализации импортозамещающих проектов нужно учитывать и экономические условия ведения бизнеса. “В белорусской свинине 40 процентов налогов, а в польской — 10”, — говорит Анатолий Труханович. Не всегда мы может заместить импортный товар, причем сделать его более дешевым.
Не следует заниматься импортозамещением абсолютно всего, считает академик НАН Петр Никитенко. Однако, убежден он, вряд ли стоит мириться с тем, что, например, вилы, тяпки, грабли мы покупаем импортные, а не наши.
“Расширение экспорта — это тоже импортозамещение”, — призывает академик под новым углом посмотреть на проблему. Сокращать отрицательное внешнеторговое сальдо мы можем и за счет увеличения внешних поставок. Значительные достижения у Беларуси есть в экспорте услуг. И в этом направлении можно двигаться дальше.
Компромиссный вариант
И все же перспективы импортозамещения, тем более если это касается заводов-гигантов, по всей видимости, волнуют рядовых белорусов намного меньше, чем то, не оскудеют ли через неделю или месяц полки наших магазинов.
До вступления в силу постановления Минэкономики еще есть время. К тому же, как предусмотрено в документе, всех товаров, ввезенных до даты “Ч”, новации не коснутся.
Представители министерств и ведомств ежедневно встречаются с импортерами, представителями объединений предпринимателей. И по этому можно судить, что обе стороны заинтересованы в решении проблемы.
Один из вариантов компромисса представители крупнейших бизнес-союзов изложили в письме, которое направили премьер-министру Сергею Сидорскому. “Считаем возможным, — предлагают его авторы, — использование механизма, заложенного в постановлении № 179, лишь в отношении ограниченного перечня социально значимых товаров продовольственного назначения”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter