Главные игроки туротрасли — о ценах на отдых в усадьбах и санаториях, IT-технологиях и особенностях наступающего сезона

Своя путевка ближе к лету

Туристический сезон в Беларуси уже стартовал, и, как признаются эксперты, в этом году он будет не совсем обычным. В июне в стране пройдут II Европейские игры, благодаря которым о нас узнает еще большее число людей по всему миру. В последние весенние дни «Р» собрала специалистов, чтобы обсудить, как дальше развивать в стране внутренний туризм, сколько будут стоить этим летом путевки в санатории и отдых в агроусадьбах, а также когда можно будет заключить договор на оказание туруслуг в виде смарт-контракта. Свое мнение высказали заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Виталий Грицевич, председатель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова и заместитель директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Александр Цай. 

Отдых в белорусской агроусадьбе этим летом обойдется в среднем в 25—30 долларов в сутки.
фото grodno.in

Необычный сезон

«Р»: Туристический сезон уже начался. На ваш взгляд, каким он будет в этом году? Какие у вас прогнозы, к примеру, по загрузке объектов?

В. ГРИЦЕВИЧ:
Действительно, сезон только начался, поэтому говорить о конкретных цифрах еще рано. Хотя уже сейчас по отдельным фактам мы видим, что это будет необычный сезон. 

II Европейские игры еще не начались, а майские праздники уже побили несколько рекордов. И это несмотря на то, что погода не сильно задалась. Так, в безвизовой зоне Гродно приняли более 4 тысяч туристов за выходные — это рекорд. Ажиотаж был в Мире и Несвиже — более 5 тысяч туристов в день. Такое у нас в первый раз. Кроме того, пошло наконец-то движение в сторону внутреннего туризма. Белорусы поняли, что надо посмотреть свою страну. Пока нет цифр, но отдельные факты говорят о том, что тенденция такая прослеживается. Думаю, по итогам года она будет подтверждена конкретными цифрами. 

«Р»: А как сложилась ситуация в прошлом году? Туристы из каких стран к нам приезжали?

В. ГРИЦЕВИЧ: Несколько фактов: у нас в перечне около 80 стран, граждане которых могут к нам приезжать по безвизу. И уже точно из 70 стран туристы приезжали. Изучая информацию по агроусадьбам, тоже натолкнулся на интересные вещи: на наших усадьбах были гости из Филиппин, Новой Зеландии, Сингапура, Омана. Удивили туристы из британской Ангильи, которые, кстати, приезжали в агроусадьбу. Самым посещаемым музеем у нас остается музей Великой Отечественной войны, в 2018 году его посетили более полумиллиона человек. В топах — Несвиж и Брестская крепость. Кстати, в прошлом году в пятерку лучших ворвался Национальный исторический музей. И это хорошо, когда новые объекты привлекают внимание гостей и жителей Беларуси. 

Важно еще и то, что в прошлом году выросла доля организованных туристов, которые едут к нам не из СНГ. При этом количество туристов из стран Содружества не уменьшилось, просто перераспределились доли. Люди едут за новым, незнакомым, за эмоциями. Мы попали в огромное количество топов всех рейтингов. Так, Тimes в 2017 году включил Минск в топ-30 городов для посещения на уик-энд (нас поставили сразу на 5-е место). Беларусь попала в топ-10 рейтинга Independent, дважды мы были лучшей страной для агротуризма по версии National Geographic. Народ смотрит, читает — и едет. 

Из ближайших планов у нас расширение безвизовых зон Гродно и Бреста. Мы уже внесли в Совмин проект указа об объединении этих туристических зон. Касаться он будет только организованных туристов, хотя мы прекрасно видим тенденции. Да, люди сегодня предпочитают путешествовать самостоятельно, за индивидуальными туристами — будущее. Но к нам они пока могут приехать только через национальный аэропорт. К сожалению, наша инфраструктура на границе не готова к такому большому наплыву посещений. Будем решать этот вопрос постепенно. 

«Р»: А каким этот сезон будет для нашего агротуризма?

В. КЛИЦУНОВА:
У нас в стране в этом году проходит знаковое мероприятие — II Европейские игры. Агроусадьбы, конечно, не главное место размещения гостей, но и к нам туристы поедут. Тем более у нас запланирована интересная акция — день открытых дверей. Раньше мы проводили ее в мае, перед открытием сезона. Но в этом году по предложению Минспорта решили сделать именно в период Европейских игр. Смысл в том, что усадьбы открывают свои двери и туристы могут приехать и посмотреть объект, поговорить с хозяином, познакомиться с особенностями каждого дома. Хозяева будут предлагать какое-то угощение, демонстрировать традиции, делать акцент на ремесла, на белорусскую кухню. 

Что касается сезона, то начался он неплохо. Май прошел бурно — у нас было очень много гостей из России. Кроме того, нам удалось пообщаться и показать сельский туризм многим туроператорам и участникам пресс-туров. Например, приезжали английские туроператоры, мы их возили в Воложинский район. Была узбекская делегация, гости из Молдовы, приезжали из National Geographic Israel. Все группы выделяли агроэкотуризм, отмечали, что это действительно что-то уникальное, когда тебя пускают в дом, открывают душу, ты можешь почувствовать характер народа. Мне кажется, мы просто обязаны в каждый тур по Беларуси включать полдня на агроусадьбы. 

В. ГРИЦЕВИЧ: На этой неделе к нам приехал Джон Уоррен (ведущий популярной телевизионной программы «Поедем, поедим!» на канале НТВ. — Прим. ред.). И мы обязательно включим посещение агроусадьбы в программу для него. 

В. КЛИЦУНОВА: У нас сейчас начался интересный проект с Литвой и Латвией по программе Евросоюза. Его название Bella Culture. Мы будем продвигать традиционную еду и ремесла. Около 60 литовцев и латышей ездили по нашей стране, была большая конференция по крафтовой экономике — это направление сейчас в моде. Многие страны двигаются через кухню — Италия, Китай, Япония. Беларусь тоже должна стать успешным игроком на этом рынке. И я думаю, новый проект нам поможет это сделать. Впереди у нас фестивальное лето: «Мотальскія прысмакі» будут в этом году, Анненский кирмаш, Вишневый фест в Глубоком. Хочу еще сказать про туристические кластеры, которые у нас активно формируются, — «Воложинские гостинцы», «Муховецкая кумора», «Велесаў шлях». Они показывают, что кооперация и поиск своего лица для региона — это прекрасно. 


Лето уже фактически продано: 95 — 96 процентов от общей мощности санаториев продано либо забронировано. 
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.

В санаторном режиме

«Р»: Беларусь традиционно славится своими санаториями. Как сегодня обстоят дела в этом сегменте?

А. ЦАЙ:
Да, наша система на слуху. В прошлом году мы отработали стабильно, средняя заполняемость санаторно-курортных организаций составила около 80 процентов. И такая заполняемость, на мой взгляд, оптимальна. Сегодня у нас в стране 106 санаторно-курортных организаций (это 28 тысяч мест) и 203 оздоровительные организации (это еще 38 тысяч мест). Мы можем принимать большое количество гостей: в прошлом году, например, нас посетили более 1 млн 361 тысячи человек. Из них за счет бюджета прошли лечение и оздоровление более 780 тысяч человек. Еще около 580 тысяч путевок здравницы продали самостоятельно. В принципе, эта цифра — 1,3 млн человек — у нас складывается уже который год, но в 2018-м был ощутимый рост. Ежегодно в наши санаторно-курортные организации приезжают порядка 200 тысяч иностранцев. Но в минувшем году их было 230 тысяч. С каждым годом видим стабильное повышение спроса среди гостей из других стран. Да, 90 процентов из них — россияне, но география постоянно расширяется: к нам приезжают украинцы, латыши, литовцы, поляки, немцы, испанцы. Из Израиля приезжают целыми группами, в Китае наши санатории стали пользоваться спросом, из Узбекистана тоже едут.

«Р»: Иностранцы лечение заказывают или используют санатории просто для проживания?

А. ЦАЙ: В первую очередь они приезжают для лечения. У нас современная медицинская база, широкий перечень процедур. Плюс нас выгодно отличает от ряда зарубежных санаторно-курортных организаций то, что в стоимость путевки входит 8 — 10 процедур. Причем это процедуры физиотерапевтические по каждому профилю, осмотр у терапевта, обязательный массаж, лечебная физкультура, электросветолечение, грязебальнеолечение. Сегодня наши санатории используют около 90 скважин минеральных вод и 4 месторождения лечебных грязей. Самое известное — сапропелевая грязь озера Дикое, которая имеет большую эффективность при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. 

Экспорт услуг в прошлом году у нас показал значительный рост — более чем на 13 процентов. То есть около 193 млн рублей, или 100 млн долларов, составили доходы санаториев от реализации услуг иностранным гражданам. Что касается планов на этот год, то ожидается, что спрос на наши услуги будет не ниже прошлого года. У нас уже есть статистика за I квартал, и мы видим, что выручка от самостоятельной реализации путевок увеличилась более чем на 17 процентов, а выручка от экспорта услуг — более чем на 10 процентов. Около 40 млн рублей белорусские здравницы уже получили от экспорта услуг. Их посетили более 42 тысяч иностранцев. За год мы ожидаем не менее 200 тысяч гостей из-за рубежа. 

Белорусские санатории в I квартале посетили более 42 тысяч иностранцев.
Фото Алексея Столярова.

«Р»: II Европейские игры как-то повлияли на работу системы?

А. ЦАЙ: Нельзя сказать, что из-за Игр у нас сейчас ажиотаж. Наши организации нацелены на продажи вперед, у всех активно работает система раннего бронирования. По информации крупных собственников, лето уже фактически продано: 95 — 96 процентов от общей мощности санаториев продано либо забронировано. И этот подход правильный, потому что позволяет планировать работу всех служб. Кстати, наши санатории начали вводить специальные акции под раннее бронирование, скидка может составлять от 5 до 30 процентов. 

Наша система должна все время развиваться. Постоянно идет анализ работы европейских здравниц, перенимается опыт, появляются новые процедуры и виды услуг. В хорошо развитых санаториях высшей категории перечень услуг сегодня составляет более 200 процедур. Особенной любовью у клиентов пользуется спа. И мы ориентируем наши санаторно-курортные организации создавать не просто спа-кабинеты, а именно спа-центры. У нас уже 3 санатория получили сертификаты соответствия «ЕВРОСПА», порядка 20 санаториев имеют современные спа-центры. Учитывая, что нами разработан план развития и совершенствования системы, мы ориентируем, чтобы к 2023 году все санатории создали на своей базе такие центры. Потому что именно эти услуги наиболее востребованы сегодня у европейского потребителя. 

Ценовой фактор

«Р»: Чувствительным для любого туриста является вопрос цены. Как наши туристические объекты работают в этом плане?

А. ЦАЙ: Следить за ценовой политикой надо постоянно. Сегодня все считают деньги, время безумных растрат прошло. Санатории у нас, к счастью, это понимают — мы находимся в низком ценовом диапазоне. За I квартал средняя цена у нас была 53 рубля за сутки. В нее входили полноценное пятиразовое питание, процедуры (порядка восьми в день), культурно-массовые мероприятия. Если брать цены в I квартале прошлого года, то у нас шло снижение на 2,7 процента. Но I квартал — это низкий сезон и соответствующий спрос. Летом будет немного дороже — ориентировочно около 56 рублей. Осенью снова ожидаем снижение цены, потому что надо заполнить здравницы. В целом мы находимся в пределах макроэкономических показателей по инфляции. В феврале мы анализировали ситуацию у соседей, большую выборку здравниц делали в Подмосковье и Краснодарском крае — там цена получилась около 100 рублей в сутки, то есть в 2 раза выше. Если брать Литву, Латвию и Польшу, там сутки стоят 55—60 евро. Притом что у них в стоимость путевки входит только 4 процедуры за день, а у нас — 8. 

«Р»: Для агроусадеб ценовой вопрос сегодня стоит остро?

В. КЛИЦУНОВА: У нас все регулирует рынок. Хочу отметить, что время огромных цен в усадьбах тоже прошло. Россияне очень способствовали их поднятию, особенно в хороших усадьбах, но сейчас они опустились значительно — на 30—40 процентов. В Беларуси есть условно четыре категории усадеб, которые имеют один, два, три и четыре «петушка». И те, у кого скромные усадьбы, продают за 15 долларов сутки с завтраком. Если усадьба высокой категории, то там, конечно, будет дороже — 25—30 долларов с завтраком.

«Р»: А летом какие будут цены? 

В. КЛИЦУНОВА: Большой разницы у нас нет — лето это или зима. Зимой даже больше затрат на отопление. Думаю, что с питанием около 25—30 долларов в сутки — средняя цена на это лето. Но это не значит, что нет 50 долларов в сутки. Зависит от того, что вы хотите есть и как проводить время. 

«Р»: Вопрос к департаменту: приходилось ли вам подключаться к вопросам ценовой политики? Были ли проблемы, которые требовали вашего вмешательства?

В. ГРИЦЕВИЧ: Пока все показатели, которые мы видим, а также отзывы туристов не дают оснований для вмешательства. В этом году мы еще анализ не проводили. В прошлом году цены в сегменте внутреннего туризма выросли на 3 процента, а это ниже запланированного показателя по инфляции. 

Решение есть

«Р»: Развитие внутреннего туризма обсуждается в Беларуси уже достаточно давно. На ваш взгляд, что мешает нашему внутреннему туризму развиваться более активно? Как эти проблемы можно решить?

В. КЛИЦУНОВА: Большое значение для развития внутреннего туризма имеет поддержка государства. Если вас пять человек, вы семья — попробуйте посетить Несвижский замок. Это очень дорого. Мирский замок — тоже дорого. 14 рублей за вход с человека многовато для белорусов. А ведь мы хотим воспитать нацию, которая чувствует себя белорусами, гордость за страну из ниоткуда не возьмется. Нужно знать свою историю, посещать лучшие памятники и известные места в стране. И здесь очень важна поддержка государства, особенно семей. Должна быть такая форма поддержки, как семейный билет. Нужно поддерживать те же школьные путешествия по своей стране. Давать возможность студентам по студенческому билету посещать наши достопримечательности — это по всему миру работает. Можно делать бесплатный день в каком-то музее, о котором будут знать все. 

В. ГРИЦЕВИЧ: А еще можно подобрать периоды низких сезонов и в это время организовывать выезды школьников или студентов. Важный момент состоит и в том, что нужно менять менталитет старшего поколения, которое считает, что за границей гораздо интереснее. И обязательно воспитывать новое поколение. Здесь важно взаимодействие департамента, туркомпаний с учреждениями образования. Если дети в школе проходят какой-то конкретный исторический период — надо показывать исторические памятники этого периода, места, где происходили те или иные события. Рассказываешь про ВКЛ — должен быть выезд в Новогрудок. И рассказывать должен хороший экскурсовод, который горит темой. 

«Р»: В Беларуси разрабатывается Национальная стратегия развития туризма до 2035 года. На каком этапе сейчас этот документ?

В. ГРИЦЕВИЧ: Труд проделан уже очень большой, но все-таки требуются некоторые корректировки. На данный момент научный коллектив дорабатывает стратегию, а параллельно мы отправили документ на рассмотрение госорганов. Стратегия рассчитана на 15 лет, до 2035 года. Я не вижу необходимости торопиться с ней. Уверен, до конца года работа будет завершена. 

«Р»: В прошлом году в стране выбирали туристический бренд Беларуси. На какой стадии сейчас этот процесс? Когда у страны появится свой туристический бренд? 

В. ГРИЦЕВИЧ: Действительно, было выбрано три варианта туристического бренда страны. Их посмотрели специалисты и сказали, что требуется доработка. На данный момент идет обсуждение, стоит ли проводить процедуру выбора заново или авторы могут объединиться и доработать предложенные варианты. 

«Р»: Насколько актуальна сейчас для нашей туристической отрасли языковая проблема? 

А. ЦАЙ: Мы осознаем проблему, поэтому в своем плане развития и совершенствования системы прописали, что в каждой нашей организации должно быть не менее 4 человек, владеющих иностранным языком (чаще английским): на стойке регистрации, в медблоке и на пищеблоке, кроме того, общаться с гостями-иностранцами должен администратор. Мы ориентируем все санатории, чтобы в 2023 году это было сделано. Важно понимать, что наш республиканский центр координирует деятельность, обязать работников санаториев учить английский мы не можем. Но поверьте, они и сами заинтересованы в этом. Это их деньги. Многие уже начали отправлять своих специалистов учить иностранные языки. Страна открывается — и это неизбежно. 

В. КЛИЦУНОВА: Спрос рождает предложение. И если сюда массово поедут иностранцы, все сразу захотят продать услуги и заработать. Перед владельцами агроусадеб этот вопрос тоже стоит, но там у хозяев обычно есть дети, которые хорошо говорят по-английски. Кроме того, иногда гости приезжают с переводчиком. 

В. ГРИЦЕВИЧ: Сейчас мы ведем работу с нашим медицинским университетом, а также средними специальными учебными заведениями, которые готовят медсестер, чтобы там увеличили количество часов иностранного языка. Та же медсестра в санатории просто обязана говорить по-английски. Да, потребуется внесение изменений в программы, но процесс уже пошел, и это самое главное. И в целом белорусы уже начали понимать, что учить иностранные языки им придется, ведь страна открывает двери перед иностранными гостями. 

«Р»: Каких изменений еще мож-но ждать отрасли в ближайшее время? 

В. ГРИЦЕВИЧ: Я лично смотрю с оптимизмом на дальнейшее развитие туризма в Беларуси, у нас большие перспективы. Могу сказать, что в проекте закона, который мы разработали и отправили на согласование, есть пункт об использовании IT-технологий. Там прописана возможность заключения договора на оказание туруслуг в виде смарт-контракта. Мы первое министерство, которое запустило подобный проект. И это очень перспективно для туризма, за этим будущее: это удобно, это безопасно, это гарантия для туриста, что пока он не получит свою услугу — деньги платить не будет. Так даже без страховки и финансовых гарантий можно будет защитить потребителя. Плюс эта новинка заинтересует молодежь, и не только. Естественно, мы понимаем, что это заработает в лучшем случае через 2 года. Отрабатывать пилотный проект, скорее всего, мы будем на гостиницах, возможно, предложим поучаствовать санаториям. А в дальнейшем надеемся, что весь рынок начнет активно этим пользоваться. Туризм нужно подкреплять новыми технологиями, и мы стараемся это делать. 

mich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter