Своя программа ближе к делу

МОЖЕТ ли фермер построить жилой дом на выделенном ему участке? В соответствии с законодательством — да. Но пусть кто-нибудь попробует реализовать такую идею — нервов попортит немало. Потому что местным органам власти такое местонахождение жилья невыгодно, оно связано со многими дополнительными хлопотами. Проще найти обоснования для отказа. А как передать неэффективно используемую землю сельхозпредприятия фермеру, у которого она дает гораздо большую отдачу? Оказывается, тоже непросто. Или почему непропорционально распределяется финансовая помощь между сельхозпредприятиями и фермерскими хозяйствами? Подобных почему, как, сколько или когда с конкретными примерами на республиканском совещании руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств прозвучало немало. Вот лишь один пример.

Она станет ориентиром для развития и поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств на 2011—2015 годы.

МОЖЕТ ли фермер построить жилой дом на выделенном ему участке? В соответствии с законодательством — да. Но пусть кто-нибудь попробует реализовать такую идею — нервов попортит немало. Потому что местным органам власти такое местонахождение жилья невыгодно, оно связано со многими дополнительными хлопотами. Проще найти обоснования для отказа. А как передать неэффективно используемую землю сельхозпредприятия фермеру, у которого она дает гораздо большую отдачу? Оказывается, тоже непросто. Или почему непропорционально распределяется финансовая помощь между сельхозпредприятиями и фермерскими хозяйствами? Подобных почему, как, сколько или когда с конкретными примерами на республиканском совещании руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств прозвучало немало. Вот лишь один пример.

В 2005 году крестьянское (фермерское) хозяйство «Родник», что в Шумилинском районе,  полностью поглотило ранее арендованный им колхоз, рассказал глава К(Ф)Х Юрий Семенов. Оно специализируется на производстве молока, является элитопроизводящим крестоцветных и зернобобовых культур, картофеля. В числе трех сельхозпредприятий области выращивает суперэлиту многолетних трав. Строит жилье, закупает у населения молоко, помогает работникам и пенсионерам решать многие социально-бытовые проблемы. Рентабельность реализованной сельхозпродукции за 2009 год составила 10,6 процента, в то время как по району — минус 0,1, в прошлом — соответственно 16 процентов и минус 2,9. Имея 4,2 процента сельхозугодий, на долю «Родника» приходится 19 процентов всех налогов, уплаченных сельхозпредприятиями района. В прошлом году он произвел более 80 процентов картофеля, но при распределении ста миллионов рублей, выделенных на приобретение семян этой культуры, ему не досталось ни копейки. Пришлось брать 300 миллионов рублей кредита под 23,5 процента годовых. Да и то сначала отказали, несмотря на то, что хозяйство имеет высокий рейтинг по кредитуемости. И только после вмешательства заместителя председателя облисполкома вопрос решился положительно.

Непропорционально между сельхозпредприятиями и «Родником» распределялись и другие бюджетные средства.

Присоединив колхоз, «Родник» взял на себя обязательство по погашению его долгов. Но через некоторое время более 500 гектаров земли у него отняли и передали соседнему хозяйству. То есть долги оставили, а основное средство производства перераспределили.

А сколько проблем возникает с предоставлением земельных участков или расширением фермерских владений! Оказывается, если общее собрание сельхозкооператива или его уполномоченных возражает, то исполком не может изъять участок, за исключением для государственных нужд. А ведение фермерского хозяйства под эту категорию, как известно, не подпадает.

Судя по выступлениям фермеров, которых на начало прошлого года насчитывалось немногим более двух тысяч, проблем у них накопилось немало. И если обобщить все, что наболело, то больше всего на совещании говорилось о волоките с выделением земельных участков или о предоставлении их за 20, 50, а то и 100 километров, расширении своих владений, непропорциональной поддержке материальными ресурсами сельхозпредприятий и фермеров, выделении кредитов. Не в полной мере предоставляется им возможность участия в государственных отраслевых программах из-за малых размеров посевных площадей, не под полную потребность включались заявки фермеров в республиканскую программу оснащения их маломощной техникой. Имеет место и чрезмерная регламентация деятельности фермерских хозяйств, присоединивших или взявших в аренду убыточные сельскохозяйственные организации, со стороны местных исполнительных и распорядительных органов.

По-прежнему очень сложно получить неиспользуемое здание или сооружение, о чем, кстати, говорили фермеры и во время «круглого стола», который проводила «Белорусская нива». За 2008—2009 годы им продано и передано в аренду только 32 пустующих здания.

В соответствии с указом главы государства «О некоторых мерах по совершенствованию регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств» местные исполнительные и распорядительные органы должны заключать с К(Ф)Х договоры о развитии сельскохозяйственного производства, предусмотрев в них основные направления деятельности, структуру и объемы производства продукции, обязательства райисполкома по оказанию помощи в обеспечении техникой, туками, другими материальными ресурсами. Но на Витебщине, например, с фермерами заключается не более 15 процентов таких соглашений. То есть получается, что в остальных случаях никто никому ничего не должен.

Фермерскому движению в Беларуси более 20 лет. Однако за это время оно не получило широкого распространения. В результате удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства сельхозпродукции составляет менее двух процентов. Не в полной мере задействован и агротуризм. На одного проживающего в агроусадьбе приходится в среднем по 2,5 дня.

Жизнедеятельность фермеров регламентируется 14 нормативно-правовыми актами. Очередной толчок развитию агробизнеса даст и недавно принятая Директива № 4 Президента страны. По инициативе Минсельхозпрода готовится проект Указа главы государства, направленный на дальнейшее развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, разрабатывается программа их деятельности на 2011—2015 годы. Для развития фермерских хозяйств предполагается направить около ста миллиардов рублей льготных кредитов на срок до восьми лет, в зависимости от характера кредитуемых мероприятий, с уплатой процентной ставки полтора процента годовых. При этом размер такого кредита не должен превышать 200 миллионов рублей в расчете на одно фермерское хозяйство. Предусматривается также упрощение порядка предоставления земельных участков, другие меры, направленные на стимулирование этого вида агробизнеса. Минсельхозпрод готов поддержать инициативу фермеров по созданию республиканской организации К(Ф)Х, которая будет представлять их интересы.

Что же касается проекта программы, то он будет дополнен предложениями, которые поступили от участников республиканского совещания. На его доработку отведено две недели, после чего Минсельхозпрод намерен обнародовать проект для обсуждения в «Белорусской ниве». Ведь от фермеров с мест может поступить немало дельных предложений.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter