Своя песня ближе
30.08.2011
От мала до велика
Скажу честно: был в Молодечно года 3 назад и перемены разительны. С каким чувством собственного достоинства, радости за родной город прогуливаются жители в городском парке Победы возле открывшегося летнего амфитеатра! Приходят сюда целыми семьями, компаниями, фотографируются у живописных мини–фонтанов. Сам воздух наполнен здесь духом творчества и созидания. А на городской площади все еще, как мне показалось, ревностно оглядывают недавно воздвигнутый фонтан работы Владимира Жбанова «Папараць–кветка», свыкаясь с легким, отнюдь не вульгарным эротизмом скульптуры. Город становится все более европейским, и фестивальный налет, словно загар, ему очень к лицу.
Конечно, главным событием в эти фестивальные дни стал республиканский конкурс молодых исполнителей эстрадной песни.
— Очень важно понять, что мы должны обращаться к белорусским композициям не только в дни праздников, а ежедневно, — считает министр культуры Павел Латушко. — Если посмотреть, сколько гостей приехало в Молодечно на фестиваль, сколько жителей города вышло на улицы, то можно понять, что такие фестивали востребованы.
Прийти первой
— В этом году я окончила колледж искусств и поступила в университет культуры и искусств на отделение «Эстрадный вокал». Преподаватели из колледжа предложили мне поучаствовать в молодечненском конкурсе. Если честно, в свои силы не верила. Одно из условий было — исполнить композицию из репертуара Владимира Мулявина. А я, к сожалению, с творчеством «Песняров» была знакома поверхностно, более того, никогда прежде не пела на белорусском. Стала в интернете изучать дискографию ансамбля и случайно на их альбоме 1972 года увидела песню «Балада аб чатырох заложнiках» на стихи Аркадия Кулешова. Мне она очень понравилась, я почувствовала, что смогу достойно ее представить.
Это драматическая история о судьбе руководителя 1–й Белорусской партизанской бригады Миная Шмырева и его семьи. Мне захотелось исполнить ее как молитву ребенка. Люди, которые сидели в зале, после конкурса подходили ко мне и говорили, что, слушая балладу, плакали. Для артиста это самое большое счастье, когда удается достучаться до зрительских сердец. Вторая конкурсная песня была из репертуара Ирины Дорофеевой «Я так кахаю цябе». Я исполняла ее в сопровождении Национального академического концертного оркестра. Для молодого исполнителя спеть с оркестром — колоссальный опыт, подарок судьбы. И я очень благодарна маэстро Финбергу за предоставленный мне шанс. На конкурсе в Молодечно я поняла, что сольной работы мало, музыкант должен уметь держать партию и голос в коллективе.
Без фальши
Председатель жюри конкурса, художественный руководитель Национального академического концертного оркестра, народный артист Беларуси Михаил Финберг уверен, что именно проведение подобных праздников — залог дальнейшего успешного развития песенной культуры страны.
— Михаил Яковлевич, откройте секрет: почему все–таки никому из конкурсантов не присудили в этом году Гран–при?
— Только по одной причине: хотим повысить уровень исполнителей белорусской песни в будущем, — не скрывает требований маэстро. — А чтобы это сделать, необходимо отталкиваться уже от новых эстетических категорий. Все же национальная песня изменилась и подходы в ее оценке тоже. Мы ищем артистов, в которых бы сочетался и хороший голос, и новое ощущение музыкального материала.
Нынешние конкурсанты мне понравились, это очень скромные, достойные ребята, живущие в разных уголках Беларуси, искренне интересующиеся национальным искусством. Ребята доказали, что они натуры творческие, мыслят красиво, ведут себя достойно по отношению к музыкальному наследию Владимира Мулявина.
— Чем вас привлекла победительница Екатерина Худинец?
— У нее прекрасный тембр голоса, она с любовью работает над каждым словом, прекрасно строит музыкальные фразы. Катя изумительно спела кульминацию «Балады аб чатырох заложнiках», она понимала драматургию сочинения, а не просто вела мелодию.
— На «круглом столе» вы говорили о возрождении национальной песни... Как вам кажется, вас услышат?
— Это не от меня зависит, здесь много компонентов. Надо возобновить запись национального материала в профессиональной студии с опытными музыкантами. То, что мы слышим сейчас в эфире, — это самодеятельность и любительщина. Необходимо вернуть в песню профессионалов.
— Михаил Яковлевич, вы выступали на многих площадках. Как вам понравилась молодечненская?
— Концертная площадка летнего амфитеатра меня покорила. И я восхищен теми усилиями, которые приложило для ее создания руководство Минской области. По–моему, они сделали невозможное. Это настоящая европейская сцена, готовая принять любой современный форум. На ней уютно работать и просто приятно находиться. К тому же она идеально вписалась в местный ландшафт.
Я верю, что у Национального фестиваля белорусской песни и поэзии огромный потенциал. Надеюсь, он откроет еще немало новых имен. Только у нас в оркестре работают 5 человек, прошедших через его конкурсные перипетии. Все они сегодня достойные музыканты. Главное, чтобы белорусское слово и песня продолжали звучать.