Своя песня ближе

Многие фесты стартуют ярко, а потом лишь почивают на лаврах, вспоминая свои прошлые заслуги. Фестиваль песни и поэзии в Молодечно оказался не из таких — на втором десятке лет он вдруг совершил «перезагрузку»...

Многие фесты стартуют ярко, а потом лишь почивают на лаврах, вспоминая свои прошлые заслуги. Фестиваль песни и поэзии в Молодечно оказался не из таких — на втором десятке лет он вдруг совершил «перезагрузку» и вышел на качественно новый уровень. Это праздник со своей историей и имиджем интеллигентного форума для людей просвещенных. Но кто бы мог подумать, что XI фест будут ждать такие кардинальные изменения: новая эффектная концертная площадка, расширение жанровой палитры, ажиотаж среди исполнителей за право попасть в программу.


От мала до велика


Скажу честно: был в Молодечно года 3 назад и перемены разительны. С каким чувством собственного достоинства, радости за родной город прогуливаются жители в городском парке Победы возле открывшегося летнего амфитеатра! Приходят сюда целыми семьями, компаниями, фотографируются у живописных мини–фонтанов. Сам воздух наполнен здесь духом творчества и созидания. А на городской площади все еще, как мне показалось, ревностно оглядывают недавно воздвигнутый фонтан работы Владимира Жбанова «Папараць–кветка», свыкаясь с легким, отнюдь не вульгарным эротизмом скульптуры. Город становится все более европейским, и фестивальный налет, словно загар, ему очень к лицу.


Конечно, главным событием в эти фестивальные дни стал республиканский конкурс молодых исполнителей эстрадной песни.


— Очень важно понять, что мы должны обращаться к белорусским композициям не только в дни праздников, а ежедневно, — считает министр культуры Павел Латушко. — Если посмотреть, сколько гостей приехало в Молодечно на фестиваль, сколько жителей города вышло на улицы, то можно понять, что такие фестивали востребованы.


Прийти первой


Лучшей из 21 участника в этом году стала Екатерина Худинец. Эксперты присудили ей первую премию, чем немало удивили саму Катю. Девушка серьезно увлекается джазом, поет исключительно на английском, два года назад она выиграла Гран–при на международном джазовом фестивале в литовском Паневежисе. Поэтому конкурсная песня «Балада аб чатырох заложнiках», исполненная Екатериной в Молодечно, стала для нее чистым экспериментом и даже авантюрой:


— В этом году я окончила колледж искусств и поступила в университет культуры и искусств на отделение «Эстрадный вокал». Преподаватели из колледжа предложили мне поучаствовать в молодечненском конкурсе. Если честно, в свои силы не верила. Одно из условий было — исполнить композицию из репертуара Владимира Мулявина. А я, к сожалению, с творчеством «Песняров» была знакома поверхностно, более того, никогда прежде не пела на белорусском. Стала в интернете изучать дискографию ансамбля и случайно на их альбоме 1972 года увидела песню «Балада аб чатырох заложнiках» на стихи Аркадия Кулешова. Мне она очень понравилась, я почувствовала, что смогу достойно ее представить.


Это драматическая история о судьбе руководителя 1–й Белорусской партизанской бригады Миная Шмырева и его семьи. Мне захотелось исполнить ее как молитву ребенка. Люди, которые сидели в зале, после конкурса подходили ко мне и говорили, что, слушая балладу, плакали. Для артиста это самое большое счастье, когда удается достучаться до зрительских сердец. Вторая конкурсная песня была из репертуара Ирины Дорофеевой «Я так кахаю цябе». Я исполняла ее в сопровождении Национального академического концертного оркестра. Для молодого исполнителя спеть с оркестром — колоссальный опыт, подарок судьбы. И я очень благодарна маэстро Финбергу за предоставленный мне шанс. На конкурсе в Молодечно я поняла, что сольной работы мало, музыкант должен уметь держать партию и голос в коллективе.


Без фальши


Председатель жюри конкурса, художественный руководитель Национального академического концертного оркестра, народный артист Беларуси Михаил Финберг уверен, что именно проведение подобных праздников — залог дальнейшего успешного развития песенной культуры страны.


— Михаил Яковлевич, откройте секрет: почему все–таки никому из конкурсантов не присудили в этом году Гран–при?


— Только по одной причине: хотим повысить уровень исполнителей белорусской песни в будущем, — не скрывает требований маэстро. — А чтобы это сделать, необходимо отталкиваться уже от новых эстетических категорий. Все же национальная песня изменилась и подходы в ее оценке тоже. Мы ищем артистов, в которых бы сочетался и хороший голос, и новое ощущение музыкального материала.


Нынешние конкурсанты мне понравились, это очень скромные, достойные ребята, живущие в разных уголках Беларуси, искренне интересующиеся национальным искусством. Ребята доказали, что они натуры творческие, мыслят красиво, ведут себя достойно по отношению к музыкальному наследию Владимира Мулявина.


— Чем вас привлекла победительница Екатерина Худинец?


— У нее прекрасный тембр голоса, она с любовью работает над каждым словом, прекрасно строит музыкальные фразы. Катя изумительно спела кульминацию «Балады аб чатырох заложнiках», она понимала драматургию сочинения, а не просто вела мелодию.


— На «круглом столе» вы говорили о возрождении национальной песни... Как вам кажется, вас услышат?


— Это не от меня зависит, здесь много компонентов. Надо возобновить запись национального материала в профессиональной студии с опытными музыкантами. То, что мы слышим сейчас в эфире, — это самодеятельность и любительщина. Необходимо вернуть в песню профессионалов.


— Михаил Яковлевич, вы выступали на многих площадках. Как вам понравилась молодечненская?


— Концертная площадка летнего амфитеатра меня покорила. И я восхищен теми усилиями, которые приложило для ее создания руководство Минской области. По–моему, они сделали невозможное. Это настоящая европейская сцена, готовая принять любой современный форум. На ней уютно работать и просто приятно находиться. К тому же она идеально вписалась в местный ландшафт.


Я верю, что у Национального фестиваля белорусской песни и поэзии огромный потенциал. Надеюсь, он откроет еще немало новых имен. Только у нас в оркестре работают 5 человек, прошедших через его конкурсные перипетии. Все они сегодня достойные музыканты. Главное, чтобы белорусское слово и песня продолжали звучать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter