Своя колея

Как сделать ход в дамки?

Как сделать ход в дамки?


Надежда Петровна Кастусик написала нам в редакцию о своем житье–бытье. Много лет работала на рынке в Барановичах. Торговала и в дождь, и в снег, таскала тяжеленные тюки с товаром. Результатом этих трудов праведных стали проблемы со здоровьем и... потеря работы. Найти другую работу не получается. А нужно платить за учебу дочери. И что делать?


Подобных писем мы получаем немало. И ситуация, в которой оказалась Надежда Петровна, достаточно типичная. Больше половины безработных сегодня — женщины. Шансы найти новую работу у них, прямо скажем, невелики. Но есть ниша, которая и работу дает, и возможность самореализации, — предпринимательство. Начать свое дело сегодня вроде не так сложно. Но вот желающих взять флаг в руки немного. Почему?


«Я так хочу богатой стать и в роскоши купаться...» — мечтала, если помните, незадачливая героиня музыкальной киноленты. Героини настоящие, не киношные, когда им в начале 90–х дали шанс, не мечтали, а создавали... нет, не богатство, где уж там, а благосостояние своей семьи. Создавали своими руками, в самом буквальном смысле: таскали неподъемные сумки с ширпотребом из Турции и Китая, торговали на рынке. Так начиналось предпринимательство, формировался его, так сказать, дамский сегмент. В начале 90–х годов каждая третья безработная женщина, как отмечают социологи, видела свое будущее именно в предпринимательстве. (И лишь каждая десятая, кстати, мечтала при этом разбогатеть. Еще меньше действительно разбогатели, из «челночниц» стали бизнес–леди.) Сегодня же только 2 (!) процента тех, кто потерял работу, хотели бы заниматься своим бизнесом. Эту статистику приводили недавно на III Форуме женщин–предпринимательниц. Все дело, как выражаются социологи, в низкой мотивации. Что же случилось с этой самой мотивацией и с самими женщинами?


Главный мотив занятия предпринимательством у женщин тот же, что и у мужчин: желание создать себе и своей семье достойные условия жизни. Во всяком случае, такое желание у каждой третьей дамы, которая начинает свое дело. И для стольких же, а то и больше, бизнес — занятие вынужденное, так как у них нет иной возможности трудоустроиться. На первое место в бизнесе мужчины ставят деньги, карьеру, положение в обществе и, наконец, душевный комфорт. У женщин, как утверждают социологи, на первом месте — душевный комфорт, а лишь потом все остальное. Так вот, в комфорте, точнее, его отсутствии, на мой взгляд, и следует искать причины нежелания женщин заниматься предпринимательством.


Наше общество — так уж сложилось — живет по мужским правилам игры. И наш бизнес — это во многом игра на мужском поле. Галантности со стороны мужчин на этом поле, прямо скажем, немного. Во всяком случае, если мужчина допускает ляп, ему это может сойти. Если женщина, то скидок ей не делают. Еще и усмехнутся с эдаким снисхождением, мол, все бабы дуры... А при каждом промахе даму быстро и без церемоний «отодвинут». Да, собственно, с самого начала отодвинули: большинство предпринимательниц трудится в не слишком прибыльном и хлопотном сегменте — торговля, услуги.


Но этот самый сегмент, по мнению Светланы Сухадольской, директора магазина «Мир техники», требует от женщины полной самоотдачи. «Ведь женщина в бизнесе — это прежде всего женщина–руководитель. Ее работа — не деньги делать, а организовывать: себя, людей, дело». Светлана пришла в торговую фирму более 15 лет назад. Стала ее директором. Но что это значило для нее? Пришлось взять на себя решение абсолютно всех проблем, буквально вытащить фирму на себе! «На карту я тогда поставила все: свое будущее как профессионала, свою семью и ее благополучие. Наверное, сейчас я бы уже не смогла так рискнуть, да и не должна женщина рисковать благополучием своих близких».


Но эти риски и заслуги предпринимательниц признавать не спешат. Например, в последнем республиканском конкурсе «Предприниматель года» из 90 человек рассматривалась кандидатура только одной (!) женщины. Возможно, это было бы справедливо, если бы среди женщин не было настоящих профессионалов. Но это не так! Наоборот, как выражаются эксперты, женская социальная группа более качественная, чем мужская: специалистов с высшим образованием среди женщин на 18 процентов больше, чем мужчин. Но при этом наши предпринимательницы все эти годы, как на баррикадах, борются, постоянно доказывают, завоевывают доверие, самоутверждаются. Результатом этих усилий как минимум должен стать профессиональный успех. Но большинство женщин бизнеса вовсе не считает себя успешными. К тому же и семья далеко не всегда поддерживает женщину, если она занимается делом, требующим полной самоотдачи. И какой уж тут душевный комфорт!..


Нельзя сказать, что женщины-предпринимательницы, что называется, брошены на произвол судьбы. Немало сделано по расширению женской предпринимательской сети, есть возможность получить консультационные и образовательные услуги. Но всем этим занимаются общественные структуры. Подготовленная ими концепция женского предпринимательства не нашла поддержки в департаменте по предпринимательству Министерства экономики. Там считают, что вообще нет необходимости делить предпринимательство на женскую и мужскую составляющие. Вроде бы логично и, что называется, в русле гендерной политики. Но жизнь показывает, что в этой логике есть изъяны. Женское предпринимательство нуждается в поддержке! Например, в соседней Украине есть национальная программа, которая содержит отдельный раздел «Женщины и предпринимательство». На государственном уровне поддерживают женское предпринимательство и в других странах.


Одной из главных задач Форума женщин–предпринимательниц его организаторы и участники называли развитие диалога между государственными и предпринимательскими структурами, расширение экономического сотрудничества в рамках европейской политики добрососедства и «Восточного партнерства». Состоится ли такой диалог? Сделают ли наши предпринимательницы ход в дамки?


Мнение


Жанна Гринюк, директор Центра системных бизнес–технологий SATIO:


— Предпринимательство — это ниша, куда может пойти активная женщина. Индивидуальные предприниматели формируют устойчивую среду в обществе, создают средний класс. Женщина–лидер должна обладать в первую очередь позитивным видением, чтобы вести за собой людей и мотивировать их этим позитивом. А лидерство проявляется там, где ты сам смотришь вперед, видишь магнитом притягивающую к себе цель и можешь поставить эту цель перед другими.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter