Парень из белорусской глубинки два месяца ехал на лонгборде в Грузию, чтобы увидеть горы

Свой в доску

Для Стаса Вулканова из Любанского района нет ничего невозможного. Фраза «Вижу цель — иду к ней» точно про него. Причем цели он выбирает вполне осязаемые — например, Финский залив, Черное море, Кавказ, а добирается к ним весьма необычными способами — на досках. Одна на колесах — лонгборд, для путешествий по дорогам. Другая надувная — сапборд, для сплавов по воде. Фотографиями и историями из своих безумных трипов Стас поделился с читателями «НГ».

Шикарные виды открывает грузинский городок Сигнахи. Он, кстати, имеет негласный статус «столицы влюбленных».

Как стал викингом и подружился с кавказцами


До весны 2018-го он был обычным деревенским жителем — слегка застенчивым работящим парнем, который на досуге любил посидеть за компьютером.

— С детства мечтал о путешествиях, но долгое время как-то не складывалось. Сначала была учеба, потом погрузился в работу — и рутина меня затянула. А полтора года назад желание отправиться навстречу неизвестному вспыхнуло с новой силой, и я решил его не гасить. Собрал рюкзак, встал на лонгборд и ­уехал в двухнедельное путешествие по западному Полесью. Совершенно один и без малейшего понятия о том, что ждет меня впереди, — начинает свой рассказ Стас. — Тогда мне просто хотелось испытать себя на прочность и доехать до Беловежской пущи, которую я никогда не видел. Получилось! Но самое главное — я распробовал вкус свободы.

Спокойная на первый взгляд река Ловать таит в себе немало сюрпризов. Водные пороги так и норовят затянуть одинокого путника на дно. 

— Что подтолкнуло тебя преодолеть на сапборде путь «из варяг в греки»?

— Если честно, я даже не думал об этом. Прошлым летом проплыл по рекам до Черного моря через всю Украину, а в этом году добрался до Балтийского моря, минуя Великий Новгород и Санкт-Петербург. О том, что именно так в свое время ходили непобедимые викинги, я узнал случайно за пару дней до отправления к холодным берегам Финского залива.

— Как выстраиваешь маршруты путешествий?

— Сначала выбираю конечную точку. Это обязательно должно быть знаковое место, чтобы, как в песне Цоя, «высокая в небе звезда звала меня в путь». Иначе смысла в преодолении километров нет. Беловежская пуща, Черное и Балтийское моря, Кавказские горы — то, ради чего стоит попотеть в дороге. Потом детально прорабатываю маршрут с заездами в другие интересные локации. Конечно, все предусмотреть невозможно. Ведь направляюсь туда, где никогда прежде не был, и транспорт у меня довольно капризный. В Беларуси были участки без асфальта в деревнях, поэтому приходилось брать лонгборд в руки и проходить километровые участки пешком. Та же ситуация была и в Грузии.

— Почему выбрал такие необычные способы передвижения?

— Доски дают ощущение баланса и воплощают бунтарский дух. Но разница между ними есть. Сапборд медленный, но плюс в постоянстве — тебе никто не мешает преодолеть 35—40 километров, причем без напряга. Лонгборд быстрее, однако требует гораздо большей отдачи, и на нем можно ехать далеко не по всем дорогам.

Новгородский кремль (он же Новогородский детинец) построен в XV веке.

— Не страшно ехать и плыть одному?

— Были моменты, когда по 2—3 дня не видел людей, и при этом отсутствовала мобильная связь. Впрочем, на моем настроении это никак не отражалось. Я интроверт и отлично чувствую себя наедине с собой. Поэтому единственное, что могло подпортить мой боевой дух, — пасмурная погода. Из-за дождя приходилось часто останавливаться. А однажды я буквально проснулся на воде — за ночь под палаткой образовалась огромная лужа из-за проливного дождя. Странные ощущения.

С такого ракурса Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге открывался немногим. 

— Как окружающие реагируют на путника на доске?

— Почти всегда удивляются. Негатив — большая редкость. Люди искренне идут на контакт, особенно кавказцы. Мне столько раз предлагали помощь, деньги, еду, подвозили и развлекали, что теперь я точно знаю: кавказское гостеприимство не преувеличение, а факт. Кроме того, исключительно положительная реакция была, когда меня замечали на воде. Наверное, потому что люди уже не так активно используют реки для передвижения. Увидеть чудака с веслом в руках, да еще издалека — большая редкость в наши дни.

— Чтобы преодолевать расстояния в тысячи километров своим ходом, нужна недюжинная сила. Как готовишься к поездкам?

— Ничего особенного. Бегаю трижды в неделю и выполняю простые силовые упражнения. В дороге организм сам перестраивается под ударный ритм физических нагрузок. Любопытное открытие: за день на лонгборде я умудрялся тратить около 8 тысяч калорий. Десятки километров по раскаленному асфальту — это вам не шутки! При этом я постоянно потел и адски хотел есть. Неудивительно, что из Грузии вернулся похудевшим на 10 кило. Но это мелочи. Гораздо сложнее психологически настроиться на путешествие.

В Свято-Успенском монастыре Зарзма (XIV век) находится одна из самых больших колоколен в Грузии. 

Круче гор может быть только Гори


— Ты ехал по трассам с огромным автомобильным трафиком. Это ведь небезопасно…

— Не буду лукавить: риски есть, но я удачливый. После Ростова-на-Дону и до самой Грузии на дороге каждый день были ситуации, когда перед глазами проносилась вся жизнь. Южные водители — те еще лихачи. Правда, самое забавное, что с доски я падал лишь пару раз, и то на городских тротуарах.

Впрочем, вода таит не меньше опасностей. Когда плыл по Ладоге, были шансы остаться на дне озера. Речные пороги частенько бывают неожиданными и довольно крутыми. Тут важны ловкость и скорость реакции, а они появляются с опытом.

— Что брал с собой в путешествия?

— Спланировать до мелочей такие поездки невозможно. Отправляясь в дорогу, я точно не знаю, сколько времени она займет и что случится в пути. В рюкзаке — только необходимое. Кроме камер, на которые снимаю свои приключения, — спальный мешок, кое-что из одежды, газовая горелка, кружка, ложка и нож. Если плыву, то к багажу добавляется палатка. Плюс небольшой запас еды — крупы в хлопьях и кофе. Путь пролегает через города и села, поэтому в случае чего всегда можно зайти в магазин. А с водой проблем не было — все реки, по которым плыл, испробовал на вкус.

— Современная молодежь для путешествий чаще всего выбирает жаркие морские пляжи и туры по Европе, для экстрима — страны Азии и Африки. Твои маршруты в этом смысле совершенно нетуристические. Какие открытия в дороге совершаешь ты?

— Суть моих приключений не в маршруте, а в стиле путешествия. Меньше путевок, поездов, отелей, то есть комфорта. Зато больше звездного неба, палаток, костров и опасного драйва. Но это не значит, что я равнодушен к достопримечательностям. Наоборот, с удовольствием любуюсь архитектурой и узнаю историю.

Что касается открытий, то все они связаны с моим внутренним миром. Такова рутина путешественника-одиночки — гребешь и думаешь. Но фишка в том, что все интересные мысли, которые приходят в голову, тут же улетучиваются, если их не записать. А на ходу это делать не очень удобно.

Круг рыцарей у крепости Горисцихе — место притяжения почитателей средневековой романтики со всего света.  

— Какое место запомнилось больше всего?

— Яркие впечатления от подножия крепости Горисцихе в грузинском городе Гори. Старшему поколению эти места знакомы как родина Иосифа Сталина, но меня впечатлила необычная скульптурная композиция «Круг рыцарей». Это собирательный памятник всем павшим воинам Грузии скульптора Зураба Церетели. Смотришь на железных исполинов, покалеченных то ли временем, то ли задумкой автора, и кажется, что они вот-вот поднимутся с металлическим треском, возьмут мечи и пойдут вершить рыцарские дела…

Запал в душу и маленький монастырь в горах, куда я попал совершенно случайно. Собирался поснимать перевал, а вся техника разрядилась, в округе не было ни одного села. Пришлось заглянуть в храм на вершине и попросить немного электричества. В итоге я провел с монахами несколько часов: не только подзарядился, но и помолился, подкрепился.

На юг Грузии стоит ехать хотя бы ради особенных закатов. Горы буквально тонут в розовых облаках и туманах.

— В дороге ты проводишь недели и месяцы. Твои приключения не мешают работе?

— Кстати, как-то мне предлагали устроиться на работу прямо на трассе. Нужен был человек в бригаду дорожных строителей. От заманчивого предложения отказался. Ведь путешествия в некотором смысле и есть мой заработок. Я фотограф, и больше всего места в моем походном рюкзаке занимают камера, объективы и зарядка. (Смеется.) По пути много снимаю, а потом продаю фото через стоки в интернете. Тема путешествий всегда пользовалась спросом на рынке, хотя конкуренция в этой нише большая. Популярны попсовые сюжеты: море, пляжи, коктейли. А мои маршруты не совсем типичные, но покупатели на них находятся даже на далеких островах на другом конце света. Любопытно, что чаще всего мои работы берут американцы. Наверное, потому что в США авторское право довольно развито, и за его соблюдением строго следят.

— Сезон путешествий в этом году закрыт. Есть планы на следующее лето?

— Идей и вариантов полно — Крым, Волга, манящие северные города. Может, освою новый транспорт. К тому же не вся Беларусь открыта. Странно рваться за границу, когда родину толком не видел. Буду исправляться и долгими зимними вечерами засяду за изучение карт.

ДОРОГАМИ СТАСА ВУЛКАНОВА

Любань — Беловежская пуща (по городам и селам западного Полесья).

500 км за 15 дней. Рекорд за день — 60 км.

Бобруйск — Черное море (по реке Днепр).

1350 км за 35 дней. Рекорд за день — 65 км.

Москва — Грузия (через Воронеж, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию).

2000 км за 60 дней. Пересек границу на лонгборде.

Северная граница Беларуси — Балтийское море (через реку Ловать, озеро Ильмень, реку Волхов, Ладожское озеро и реку Неву).

700 км за 22 дня. Рекорд — 68 км за 12 часов.

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter