Свой в доску.Станет ли компьютер таким же привычным атрибутом обучения, как мел, тетрадь и школьная доска?

...У половины друзей сына, ученика начальной школы, есть дома компьютеры. Используют они их по-разному: кто-то до одури нажимает на спусковой крючок, кто-то решает логические задачки, учит английский. А некоторые, самые продвинутые, свободно общаются с Интернетом, разыскивая материалы для проектов. Однако первое официальное свидание с информатикой назначено им только в седьмом классе (по новой нумерации). Не поздновато ли?
Вместо двух — шесть. Информатика, как известно, появилась в еще единой советской школе в 1986 году и предполагала, главным образом, знакомство с азами программирования. Семью годами позже, уже в суверенной Беларуси, программа переориентировалась на подготовку пользователей. В принципе, это был верный шаг. Однако, если страна желает входить в число лидеров, идущих в ногу с передовыми информационными технологиями, то должна готовить и программистов, и продвинутых пользователей. Этот здравый постулат и лег в основу нового школьного курса, в котором изменилось не только название, но и сроки. Вместо прежней информатики, которой в школьном расписании отводилось два года, обновленный предмет «Информатика. Информационные технологии» школьники будут изучать в 7—10-х классах (причем после знакомства с азами они могут выбрать углубленный или повышенный уровень). Планируется, что и на старшей, профильной ступени предмет останется в расписании – только для будущих программистов будет свой вариант, а для биологов, разумеется, свой. По новой программе и новому учебно-методическому комплексу (кстати, получился он весьма современным, удобным, красочным) уже отучилось первое поколение семиклассников. Сейчас на очереди – подготовка учебника, рабочей тетради и методички для следующего года обучения. В ближайших планах – создание презентационных материалов на компакт-дисках, которые в идеале должны бы сопровождать каждый урок и тему. На «Корветах» далеко не уплывешь. Два обстоятельства вынуждены были учитывать разработчики нового курса, определяя его возрастной ценз (в самом деле, если уж догонять передовые страны, то почему не с начальной школы?). Первое – здоровье детей, основательно подпорченное Чернобылем. И второе – устаревший «машинный парк», в котором все еще числятся отжившие свой век «Корветы». А чем старше компьютер, тем небезопасней он для ребенка из-за несовершенной защиты. Картинка с техникой на сегодняшний день выглядит так: в 2002 году только 28 процентов средних учебных заведений Беларуси были оснащены IBM – совместимой техникой. В 2003 году в школы поступило еще 460 современных компьютерных классов, так что процент оснащенности вырос до 35. Ситуация, правда, разнится по регионам: закупка техники в основном возложена на местные бюджеты, а они, естественно, разной «толщины». Так, если в Минске многие учебные заведения имеют по два современных компьютерных класса, мультимедийные проекторы, то их сельские коллеги мечтают хотя бы об одном комплекте IBM — совместимой техники. Несколько хуже обстоят дела с подключением к Интернету: в 2003 году доступ к «паутине» имели только 25 процентов школ. И хотя знакомству с Интернетом как с одним из видов информационных технологий в школьном курсе отведено не очень много времени, без выхода в сеть весьма проблематично превратить компьютер из предмета изучения в современное средство обучения и управления. Равно, как и научить ребенка разумно им пользоваться. За монитором – женское лицо. Проблемы с учителями информатики сегодня вроде бы нет. Координационный совет по информатизации, созданный при Министерстве образования, волнует другая. Как и где научить педагогов со стажем работать с компьютером, информационными технологиями, использовать их на своих предметах? Для этого задействованы все областные институты повышения квалификации, академия последипломного образования, центр Интернет-образования при Республиканском институте высшей школы. Однако их пропускная способность такова, подчеркивалось на одном из заседаний совета, что потребуется… 30 лет, чтобы все белорусские учителя побывали на курсах хотя бы по разу. А информатика и информационные технологии, сами понимаете, развиваются даже не в геометрической прогрессии. Ситуация усугубляется еще и тем, что многие из слушателей курсов для продвинутых пользователей, как говорится, не присаживались за монитор компьютера даже в тех школах, где техника есть. Домашних электронных помощников тоже имеют считаные единицы. Что, впрочем, вполне объяснимо: ведь среднестатистический белорусский учитель – это женщина (в школе работает 85 процентов представительниц прекрасного пола) за сорок. С не очень высокими статусом и доходами. Компьютер и Интернет для них пока – предметы роскоши. Ярмарка энтузиастов. Однако надо учитывать более важное обстоятельство: пока учитель-предметник не получит конкретный электронный учебник с четко расписанным «алгоритмом» действий (для какой темы нужен компьютер, как его использовать на уроке, и главное – с какой педагогической целью), он приверженцем прогресса не станет. Для чего в самом деле мучиться, если компьютер ощутимо не облегчает жизнь тебе и не улучшает знания твоих учеников? И здесь, как говорится, непочатый край работы. Сегодня школы пользуются в основном обучающими программами российского происхождения либо продуктом коммерческих фирм. Но они, как правило, рассчитаны на индивидуального пользователя и подходят скорее для репетитора, чем для работы учителя на уроке. Своих электронных учебников, обучающих программ, методик и методических рекомендаций в республике нет. Но, как надеются в Министерстве образования, пока. В этом году начата работа над мультимедийными учебными пособиями по курсу «Физика» и «Химия» для 12-летней школы. По осени Министерство планирует провести первую общереспубликанскую выставку «Использование компьютерных технологий в среднем образовании». На нее намерены пригласить всех энтузиастов, активно использующих компьютер, имеющиеся программы и собственные ноу-хау в учебном процессе и управлении, обобщить их опыт и рекомендовать его другим школам. Ведь средних учебных заведений и даже целых районов, преуспевших в деле информатизации, в республике немало. …В одном из таких – вилейской гимназии «Логос»— вывели, кстати, замечательную формулу мотивации жизни в новом измерении, которую я с удовольствием повторю: «Современная школа просто не имеет права отставать в своем развитии от учеников, которые владеют компьютером лучше, чем учителя».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter