Свой угол

Тенденция последних лет: предприятия и организации избавляются от служебного жилья, передавая его коммунальникам...

Тенденция последних лет: предприятия и организации избавляются от служебного жилья, передавая его коммунальникам. В Витебской области, к примеру, из 550 тысяч жилых помещений служебных почти 15 тысяч. Приятно, конечно, когда ценному специалисту на заводе или сельскохозяйственном предприятии при приеме на работу дадут ключи от отдельной квартиры. Но есть у служебной жилплощади и минусы. Приватизировать, обменять, разделить либо сдать внаем ее нельзя. А можно и вовсе после двух десятков лет пользования жильем оказаться на улице. В такую ситуацию едва не попала 57–летняя пенсионерка из Барани Галина Рамкова.


Двухкомнатную служебную квартиру 23 года назад ее бывшему мужу выделил завод «Красный Октябрь» (впоследствии фирма «Лёс»). Супруги работали на этом предприятии, вырастили двоих детей. Но в 2008–м развелись и разъехались. Рамкова не прекращала платить за жилплощадь. Правда, несколько лет назад собралась переоформить ее на себя. Минувшим летом позиция «Оршакомхоза» (Барань юридически относится к Орше, а некогда служебное жилье «Лёса» теперь принадлежит тамошним коммунальникам. — С.Г.) была примерно такой: жить — живите, но перезаключить договор с вами не получится. А уже в апреле Галина Николаевна получила предупреждение: «Освободить квартиру без предоставления другого жилья». Коммунальники подали иск в суд о ее выселении.


— Николай Рамков мог, но не приватизировал свою служебную квартиру. Так как он там больше не живет, договор с ним необходимо расторгнуть, а членов его семьи выселить, — настаивала во время процесса юрист «Оршакомхоза» Наталья Никитенко.


— В 2005 году, когда бывший муж перезаключал договор найма с коммунальниками, в нем записали, что дают нам «государственную» квартиру в «бессрочное» пользование. А дописка «служебная», сделанная другими чернилами, появилась в конце 2007–го, когда мы собирали документы на приватизацию, — обращала внимание Рамкова на нюансы, которые ввели ее в заблуждение.


Ситуация запутанная. Но судья Оршанского района и города Орши Елена Демещенко учла, что Рамкова законно заселялась в служебное жилье. Она — пенсионерка, отработала на «Лёсе» более 10 лет и была уволена с него по сокращению штата. Исходя из этого, выселить ее без предоставления другого жилья нельзя. Таково решение суда.


— В этом случае государство встало на защиту человека, — у прокурора отдела прокуратуры Витебской области Ольги Грицкевич обширная практика в подобного рода делах. — Но вообще процессы, касающиеся жилищных отношений, очень сложные. Каждый из них настолько индивидуален, что выработать единый алгоритм действий невозможно.


Например, не все просто с домами, которые строят сельхозпредприятия. Понятно, что они служебные, принадлежат хозяйству, и оно за них платит кредит. Но порой собственник не регистрирует вовремя коттедж и не признает его служебным. Заселяется туда, к примеру, тракторист. Прописывает сожительницу. Через некоторое время они разбегаются. Тракторист переезжает в другое хозяйство, но его подругу, не имеющую к хозяйству никакого отношения, выселить можно только через суд. Или вот еще пример. Лет 20 назад человека, не имеющего крыши над головой, незаконно заселили в квартиру, которую обычно предоставляли жильцам домов, где проводился капремонт. Делалось это временно, исключительно из человеколюбия, но... Сегодня дом необходимо снести, жильцам дать равноценное жилье. Однако «поселенец» на него прав не имел и не имеет. А в общежитие идти отказывается. Возможно, на месте хибары, где он прописан, планировали возвести современный торгово–развлекательный центр. Но кто из чиновников будет разруливать ситуацию, если она грозит наказанием или даже увольнением?


— Собственникам необходимо следить за правильностью оформления документов, четко оговаривать статус выделяемой квартиры, — напоминает Ольга Грицкевич. — Нельзя надеяться, что конфликт разрешится сам собой. Как бы ни было страшно и больно, необходимо принимать решение. Идти в суд, в конце концов.


Квартиросъемщикам же специалисты напоминают: времена, когда «государство должно было обеспечить», прошли. Если есть возможность, лучше строить собственное жилье. Или как минимум периодически открывать заключенный договор и интересоваться, не изменились ли условия найма служебной квартиры.


Справка «СБ»


В 2010 году суды Витебской области рассмотрели 278 дел о выселении без предоставления другой жилой площади. Из них 129 касались служебного жилья и общежитий. В 121 случае решение было положительным.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter