Свой строй

просите у современных школьников, что такое андарак или гарсет, камизелька или брыль. Многие ли ответят?..

Спросите у современных школьников, что такое андарак или гарсет, камизелька или брыль. Многие ли ответят? А вот младшее поколение Вульки 1, деревни Лунинецкого района, с ходу объяснит, что брыль — это мужская соломенная шляпа, андарак — шерстяная юбка, гарсет — женский жилет, украшенный вышивкой, а камизелька — мужская безрукавка. Все, что касается национального белорусского костюма и в частности так называемого лунинецкого строя, в Вульке 1 знают от мала до велика. Ведь здесь это — обычная работа. Мастерицы здешнего Центра культуры и народного творчества и сегодня шьют одежду по старинным, почти забытым технологиям.


И швец, и жнец


— Проходите, смотрите, — гостеприимно улыбается директор Ольга Мелюх, встречая меня на пороге центра. Налево от холла здешняя святая святых — мастерские, где старинные белорусские кросна соседствуют с современными японскими швейными машинами. Здесь крутится–жужжит веретено у ног 70–летней бабушки, а рядом девочка–подросток склонилась над основой тканой дорожки... Контраст на контрасте — для меня, для местных же — обычная картина.


— У нас здесь замкнутый цикл, — объясняет мастер по прядению льна Любовь Мельянец, отметившая в прошлом году 73–летие. — Сами лен растим, сами жнем, сами треплем, сами прядем, сами ткем. Потом шьем костюмы, вышиваем. Ну а потом в них и выступаем — тоже сами. Да и песни поем в основном свои, местные.


— А мне споете? — спрашиваю.


— Обязательно! Только работу закончим.


По местным традициям


История Центра культуры и народного творчества началась три года назад. Стоял до этого года в Вульке 1 рядовой сельский Дом культуры — дискотеки, кружки, концерты... Обычная в общем–то работа, типичная для множества подобных учреждений. В 2008–м клуб отремонтировали, ввели новые ставки мастеров (на это средства поступили из республиканского бюджета по государственной программе возрождения и развития села), и центр заработал. Организация досуга сельчан при этом ничуть не пострадала. Рядом, буквально в 3 километрах, в поселке Полесский работает традиционный сельский клуб.


— Мы исходили из интересов местного населения. Ведь в Вульке и окрестных деревнях проживает почти семь десятков народных умельцев, — объясняет начальник отдела культуры Лунинецкого райисполкома Анна Боецкая. — А заодно решили проблему изготовления костюмов для многочисленных народных коллективов Лунинетчины. Хороший сценический костюм, который шьется в специализированных мастерских Бреста или Минска, стоит недешево. Вот и решили справиться своими силами — не прогадали.


Одежда, изготовленная в центре, восхищает — до чего ж красива! Народный коллектив лунинецкого городского дома культуры «Шляхтичи» в расшитых «золотой» нитью свитках и правда выглядит истинной шляхтой. Кажется, и поют так славно да ладно именно из–за костюмов...


А в планах вульковских модельеров, во–первых, одеть достойно всех артистов края, а во–вторых, собрать и описать все местные «костюмные» традиции, сшить одежду, сфотографировать, а итоги этой работы подвести, издав красочный альбом.


Деревня мастеров


В Вульке чуть ли не каждая хата — мини–музей и мини–мастерская. Здесь и бондарством занимаются, и солому плетут, и лозу, и кружева. Вышивку удивительную делают и неповторимые узоры ткут. Даже собственные мастера росписи по дереву есть, а также художники, владеющие техникой батика. Уже из молодого поколения.


— Я как в центр не могла приходить — упала зимой да болела долго, так и жить вроде как скучно, — делится со мной 73–летняя Анна Лазько. — А здесь я и возраста не чувствую...


Рядом с бабушками–рукодельницами — ученики. Ребятишки из местной школы постигают основы мастерства. Даже мальчишки увлекаются здесь ткачеством и вышивкой. Уж они–то точно отличают лунинецкий строй от ляховичского, разбираются в качестве льна и владеют старинными орнаментами и узорами. Кто знает, может, сейчас в Вульке подрастают те, кто в недалеком будущем заткнет за пояс кутюрье с мировыми именами?


Кстати


Строй — название традиционного комплекта белорусской народной одежды на территории Беларуси, Польши, Украины и России. Он сформировался и бытовал в конце XIX — середине XX века. На территории Беларуси выделяют зоны локальных особенностей традиционного костюма в технике исполнения, в способе ношения деталей одежды, в характере орнамента. При выделении отдельного строя учитывают также общность повседневной и праздничной одежды, верхней одежды, обуви, головных уборов и украшений. Внутри строя различают мужской и женский костюм. Исследователи выделяют более 30 строев.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter