Свой парень

Улица Весенняя спряталась на окраине Могилева — в поселке Гребенево...

Улица Весенняя спряталась на окраине Могилева — в поселке Гребенево. Деревянные хаты с печным отоплением, дороги в рытвинах и ухабах. До ближайшего магазина — километра два. Примерно столько же до аптеки, почты. И поликлиника далеко — остановок пять на автобусе. Городских автобусов в поселок ходит всего два. Правда, ездит сюда еще и маршрутка. Но местные старики ею почти не пользуются — дороговато. На улице Весенней пенсионеров много. Некоторым даже к колонке за водой дойти тяжело. А ведь в частном секторе и других забот полно: дров надо наколоть, листву с огорода убрать, зимой дорогу у дома расчистить. Бывает, фонари на улице не светят. Тут и приходит на помощь старикам соседский паренек Миша Стефаненко. Ему в октябре только 19 исполнилось. Самое время бегать на танцы, «висеть» днями за компьютером, коротать вечера в компании сверстников. А Миша вместо этого решает проблемы соседей–пенсионеров. Потому что понимает: без его помощи им трудно обойтись.


— У самого парня жизнь — не сахар, — откровенничают соседи «тимуровца». — Живет с мамой и бабушкой. Отец из семьи давно ушел. Да и какой из него отец — Мише не помогает, пьет. Мать парня парализована. Он опекунство над ней оформил. И ведь все успевает — и за ней ухаживать, и нам помогать. Причем бескорыстно.


Мама Миши уже лет семь не встает с постели. Целый букет болезней, в числе которых — сахарный диабет. Так что Миша с малых лет умеет и давление, и сахар в крови измерить. Недавно для мамы новенький тонометр купил. Ее пенсия по инвалидности, бабушкина пенсия, около 160 тысяч рублей мишиных «опекунских»... В месяц на троих выходит около миллиона, из которых тысяч 80 порой набегает за телефон. «Миша столько наговаривает, — признается его бабушка Валентина Анпилова. — Ему ведь до всего есть дело. Вода в колонке пропала — звонит. Фонари на улице перегорели — проблему решает тоже мой внук. Звонит в администрацию района, горисполком, облисполком...»


— Раньше на улице периодически свет пропадал, — вспоминает соседка Миши 71–летняя Антонина Карташова. — Столбы старые стояли, деревянные. Один, неподалеку от моего дома, однажды рухнул. Хорошо, что не на участок — на дорогу. Миша поехал в «Горсвет», и столбы заменили бетонными.


— Без света тут ходить опасно, — подключается к разговору еще одна соседка, Екатерина Васильева. — Как–то, засидевшись у знакомых на соседней улице, возвращалась домой часов в 10 вечера. На Весеннюю свернула — тьма кромешная, ни один фонарь не горит. Вот и не заметила, что кто–то водопроводный люк стащил, провалилась. Часов до трех ночи в халате и домашних тапочках в этой яме просидела. Хорошо, сын обеспокоился, что меня долго нет, на поиски отправился... Теперь, спасибо Мише, темноты здесь не будет. Он во всем нам помогает. В магазин идет — всегда заглянет, спросит, не надо ли чего. И на почте за меня не раз переводы получал.


Постоянно привозил Михаил своим соседкам и продукты. Пройти 2 километра до магазина, а потом обратно с тяжелыми сумками пенсионеркам не по силам.


— Здесь почти все старушки — вдовы. Многие живут одни, — объясняет Миша. — Вот я и решил, что нам позарез нужна автолавка. Пошел по инстанциям.


Аргументы он привел убедительные. Теперь автолавка на улицу Весеннюю заглядывает трижды в неделю. Старики счастливы. Крупу, хлеб, сахар и молоко, считай, к дому подвозят.


— Мне продукты дети в городе покупают, сама я со двора почти не выхожу, — говорит 80–летняя Евгения Клюева. — Но если вдруг что понадобится, Мишу зову. Замечательный парень. Такие сегодня большая редкость. Зимой снег вокруг дома моего расчищает, чтобы я до калитки добраться могла. Недавно примчался: «У вас дверца на чердаке распахнулась. Ветер ворвется — шифер с крыши сорвет». Ветер в тот день был сильный. Лестницу, по которой Миша на чердак лез, из стороны в сторону мотало. Я переживала, хоть бы не упал. Много доброго он нам сделал. И когда мужа моего парализовало, за лекарствами в аптеку бегал...


Другой сосед Миши — Эдуард Парфенович — парню, возможно, своей жизнью обязан. Михаил как–то заглянул к нему в гости. Глядит: соседу совсем плохо. Измерил уровень сахара в крови — показатели зашкаливают. Вызвал «скорую». Диабетика в больницу увезли...


На вопрос, зачем ему все это надо, Миша отвечает просто: «Кто–то же должен людям помогать. У меня дедушка был, Николай Кузьмич, так его вся округа любила. Руки золотые: свет починить мог, забор, крышу... Никому в помощи не отказывал. И как приятно было с ним по поселку идти! Все здороваются, улыбаются, совета спрашивают...»


Кузьмича не стало 4 года назад. Теперь соседи ходят за советом к внуку. Несмотря на юный возраст, они уважительно называют его Михал Михалычем. Сейчас Миша озабочен очередной проблемой — как отремонтировать улицу. «Грязь кругом, лужи огромные. В распутицу «скорая» не до каждого дома доберется, — сетует он. — Хорошо бы грейдером пройтись, щебня подсыпать. Но самый идеальный вариант — положить, наконец, асфальт».


Жители Весенней почти не сомневаются: раз за дело взялся Михаил Стефаненко — будет у них и новая улица.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter