Свой не свой, на дороге не стой

Правители, которые были очень обеспокоены своей безопасностью, часто становились жертвами своих соратников.
Правители, которые были очень обеспокоены своей безопасностью, часто становились жертвами своих соратников. Причем это касалось как диктаторов, так и руководителей вполне демократических стран.

Предательство - это оборотная сторона страха. Страх попасть в немилость может легко перерасти в измену. При дворе диктаторов за неблагодарность часто платят предательством. Этому нас учит XX век - своеобразная иллюстрация к роману "Преступление и наказание", демонстрирующая, как маниакально-озабоченные собственной безопасностью люди становятся легкой добычей заговорщиков.

Начнем с Муссолини. Для сторонников республики Сало и неофашистов, Большой совет, который 25 июля низверг Муссолини, стал символом предательства и подлости. Знаменитая "повестка дня", которую предложил на этом совете Дино Гранди, ближайший соратник Муссолини, вплоть до 1939 года бывший его послом в Лондоне, для ностальгирующих по временам Муссолини навсегда стала тем "политическом кинжалом", который убил дуче.

Гитлер безжалостно отомстил "клике глупых, амбициозных офицеров", которые под руководством Клауса фон Штауффенберга 20 июля 1944 года пытались совершить на него покушение. Однако однажды избежать смерти - это еще не все. В самом деле: в последние часы "третьего рейха" фюрера покинули Гиммлер, который пытался установить контакты с антигитлеровской коалицией в Италии, и Геринг.

Сталина тоже под конец предали его же люди. 1 марта 1953 года, когда состояние Сталина ухудшилось, Берия в течение нескольких часов запрещал вызывать врача. Сталин умер, но никто из молчаливых заговорщиков не получил той власти, к которой стремился.

Надо сказать и о переворотах, за которыми тоже почти всегда просматривается предательство. Бокасса, человек Парижа в Центрально-Африканской Республике, в 1965 году сверг двоюродного брата, который до этого назначил его генералом. В 1979 году он, в свою очередь, был низложен французскими войсками.

В джунглях Камбоджи в июле 1997 года учинившего геноцид Пол Пота судили те, кто представлял остатки его собственного режима "красных кхмеров". Пол Пота обвинили в предательстве и лишили власти. Год спустя он умер - быть может, совершив самоубийство, быть может, устраненный бывшими товарищами.

В 1981 году египетский президент Анвар Садат был убит своими же военными во время парада (убийство в своей основе имело исламский экстремизм).

Три года спустя такая же судьба постигла премьер-министра Индии Индиру Ганди, которую убили ее телохранители-сикхи.

Как видим, от предательства не застрахован никого, даже те правители, которые не уступают соблазну и не опускаются до уровня тирании.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter