Производители сельхозтехники ответили на санкции кооперацией

Свой комбайн ближе к полю

ОДНИМ из направлений санкционного давления Запада стало прекращение поставок сельхозтехники и ряда комплектующих на рынок Союзного государства. Симметричный ответ — использование потенциала интеграционных процессов в машиностроении. Из 570 тысяч комбайнов, работающих в полях России, доля российской и белорусской техники уже составляет около 70 процентов, в Беларуси она еще выше. И эта цифра продолжает расти.

Гомельский GH800 — яркий представитель нового поколения комбайнов.

Кооперация предприятий двух стран еще до санкций раскрыла свой потенциал. Так, основу белорусского экспорта промышленной продукции в Брянскую область составляют машинокомплекты на сборочное производство СП ЗАО «Брянсксельмаш», где доля белорусского учредителя ОАО «Гомсельмаш» в уставном фонде — 51 процент. Совместное предприятие производит в Брянске семь моделей комбайнов и две модели сеялок. Более 900 самоходных машин ушло на экспорт и из Гомеля, более половины из них — в Россию.

Первый заместитель директора по реализации и развитию — директор центра продаж и сервиса ОАО «Гомсельмаш» Дмитрий Афанасьев проводит для корреспондента «СОЮЗа» экскурсию по предприятию:

— За моей спиной идет погрузка техники в Могилевскую область Беларуси, а также в Россию. Объемы реализации нашей продукции в этом году ограничены лишь возможностями производства. На начало текущего года у нас был предзаказ на 3000 единиц сельхозтехники, а сегодня получаем предоплату за машины, которые будут проданы только в декабре.

Предприятие, как и многие промышленные гиганты, попало под санкции. Однако сокращения производства нет. Напротив — рост, изменилась только география. Дмитрий Афанасьев поясняет:

— Внешнеполитическая ситуация внесла коррективы, но мы смогли перераспределить экспорт. Только 20 процентов нашей продукции идет на внутренний рынок. Около 55 процентов отправляется в Российскую Федерацию, 14 процентов покупает Казахстан. На другие страны ближнего зарубежья приходится еще 7 процентов, 4 процента уходят за пределы СНГ. Хотя мы вынуждены отказаться от работы с Украиной, только за два месяца текущего года общий объем поставок на экспорт составил 97 процентов всего объема прошлого года.

Одна из важных причин этого очевидного успеха — высокое качество гомсельмашевской продукции. Механизатор-передовик Алексей Гавриленков трудится в хозяйстве «Искра-Ветка» уже 11 лет, а в профессии все 25. Он сравнивает:

— Начинал еще на «Ниве», затем были «Дон», КЗС-7. Сейчас — комбайн «Гомсельмаша». Уже лет 11 на нем работаю — стали как единое целое.

Губернатор Брянской области Александр Богомаз с высоты положения высказал схожую точку зрения, посещая весной «Гомсельмаш»:

— Не вижу проблем с замещением техники, выпавшей из карты поставок из-за санкций. Меня, не понаслышке знающего, что такое сельское хозяйство, радует, что белорусы успешно реализовали программу импортозамещения, а значит, техника для аграриев будет! Для этого все есть.

Губернатор добавил, что уход с рынка западных конкурентов — не повод расслабляться. Качество техники должно оставаться на высоком уровне, что по силам «Гомсельмашу», где создана хорошая база и работает немало высококлассных специалистов.

Однако много ли белорусского в белорусских комбайнах? Вопрос мы адресовали начальнику управления подготовки производства продукции ОАО «Гомсельмаш» Ивану Шедову.

— В технике базовой комплектации отечественная локализация составляет 72 — 73 процента, — рассказывает Иван Николаевич. — У нас свои редукторы, кроме подшипников и манжет. Литье, зубчатые передачи, валы — все производим на мощностях холдинга. Ролики, рамы, мосты, коробка передач, кабина, жатки — тоже свои. То, чего недостает, закупаем в первую очередь в России.

«Сердце» у белорусских комбайнов, к слову, именно российское, Ярославского моторного завода. В этом году ЯМЗ заместил и европейских поставщиков.

— Еще в России покупаем листовой металл, — продолжает Иван Николаевич. — Раньше в Украине закупали гидростатику, но недавно начали работать с «Пневмостроймашиной» из Екатеринбурга. Также на российском рынке нашли часть подшипников и ремней, но работаем и с Минским подшипниковым заводом. Белорусские предприятия тоже подстраиваются и готовы участвовать в производстве необходимой номенклатуры.

Внешняя торговля ставит оценку такой интеграции сухими, но безапелляционными цифрами статистики. По итогам 2021 года товарооборот Беларуси и России превысил 40 миллиардов долларов (в эквиваленте), и это абсолютный рекорд с 2012‑го. В этом году ожидается увеличение еще на треть. Достойный вклад в это ускорение вносит и «Гомсельмаш». Уже в октябре предприятие представит свою технику на «Агросалоне» в Москве, а в ноябре белорусские комбайны увидят в Краснодаре на выставке «ЮгАгро». За этим последуют и новые контракты.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter