Как работает «Гомсельмаш» в сфере производства зерноуборочной техники и в каком состоянии эта отрасль в мире

Свой комбайн ближе к полю

√ Каким должен быть уровень обновления парка?

√ Почему растет спрос на технику ОАО «Гомсельмаш»?

√ Как решается проблема импортозамещения?

√ Какая ситуация на рынке России?

√ На что способен беспилотный агрегат?

В первые годы после распада Советского Союза списываемые в Беларуси зерноуборочные комбайны оказалось нечем заменить. «Ростсельмаш» из-за кризиса не смог в начале 1990-х изготовить для наших хозяйств партию машин — их начали покупать в других странах. Нужна была валюта, а ее в то время не хватало. Жизнь требовала импортозамещения. За дело решил взяться «Гомсельмаш», который выпускал другую технику для полей. Конструкторы предприятия отправили в различные инстанции предложения с обоснованием этой идеи, но во многих из них она не нашла поддержки. И только благодаря мудрости Александра Лукашенко проблема решена. Посещение Президентом «Гомсельмаша» в марте 1996-го стало эпохальным событием, которое решило судьбу первого белорусского зерноуборочного комбайна и способствовало появлению нового направления в сельхозмашиностроении. Генеральный конструктор Валентин Шуринов вручил Главе государства материалы с обоснованием предлагаемого проекта и попросил профинансировать работу. Просьбу удовлетворили быстро. 1 августа 1996 года в колхозе имени Урицкого Гомельского района на уборке ржи первый белорусский зерноуборочный комплекс КЗР-10 «Полесье-Ротор» скосил первый гектар. Эта дата — знаменательное событие в жизни «Гомсельмаша» и страны в целом. С тех пор предприятие произвело 44 тысячи уборочных агрегатов более 20 моделей и свыше 70 их модификаций. Какова сегодня ситуация с комбайновым парком в стране, как работает ОАО «Гомсельмаш» в сфере производства зерноуборочной техники и в каком состоянии эта отрасль на всей планете?


Александр Лукашенко:

«Это тоже наше достижение и наша победа, что мы смогли в непростые времена создать целую линейку своих комбайнов».

Из заявления на зерновом поле ОАО «1-я Минская птицефабрика», 1 августа 2018 года

Накануне развала Советского Союза в сельском хозяйстве Беларуси работал 1 миллион 68 тысяч человек. Сейчас примерно в 4 раза меньше. При этом мы стали производить практически в 2 раза больше зерна; 1,8 — молока; 1,5 — мяса. В том числе благодаря созданию своего мощного сельхозмашиностроения. В 1990-м в Беларуси выпускалось 13 процентов сельхозтехники, сегодня — 87. На полях и фермах задействованы и зарубежные машины, но их немного. Например, доля импортных зерноуборочных комбайнов лишь 12 процентов от всего парка. Обновляется он в основном отечественными агрегатами. За минувший год сельхозпредприятия приобрели 405 таких машин.

Сокращение сельского населения и, соответственно, работников требует увеличения производительности техники. В 1990 году в нашем сельском хозяйстве было 30,3 тысячи зерноуборочных комбайнов, сейчас — 7,6 тысячи. Однако меньшим количеством машин хлеба убирают быстрее.

В 2023-м поставлена задача произвести и отправить в хозяйства страны не менее 100 зерноуборочных комбайнов для каждой области, то есть парк обновится минимум на 600 единиц.

— Процесс оснащения хозяйств комбайнами идет непрерывно, — пояснил начальник главного управления технического прогресса и энергетики, государственного надзора за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода Станислав Карпович. — Необходимо обновлять ежегодно 6—8 процентов комбайнового парка. В 2022-м было 5,1 процента. Сейчас по стране в возрасте более десяти лет 62 процента уборочных агрегатов. Ресурс такой техники в среднем рассчитан на восемь лет, а используется она десять и более. Формируемая стратегия министерства такая: 80 процентов всех комбайнов должно быть самой массовой модели — GS12, 20 процентов — высокопроизводительных GS2124 и аналогичных им.

А теперь обратимся к работе производителя комбайнов — ОАО «Гомсельмаш». В прошлом году предприятие выпустило рекордное за все время количество зерноуборочных агрегатов — 2154. В 2023-м запланировано еще больше — около 2500.

— Спрос на нашу технику растет, в том числе в России, — рассказал первый заместитель генерального директора — директор по реализации и развитию Виктор Славашевич— И вот почему. Завод «Ростсельмаш» уменьшил производство комбайнов. Часть иностранных производителей ушла с рынка соседей в связи с событиями в Украине. С конца прошлого года до начала нынешней весны нас практически еженедельно посещали 2—3 делегации российских регионов, чтобы сделать выбор в пользу той или иной модели техники.

ОАО «Гомсельмаш» смогло нарастить производство в том числе благодаря проделанной работе по замене импортных комплектующих в связи с санкциями со стороны недружественных стран. Как сообщил на заседании Гомельского обл­исполкома генеральный директор Александр Новиков, теперь многие детали, которые закупались за рубежом, производятся на территории Беларуси и России. Более 300 отечественных предприятий, включая малые и средние, стали поставщиками комплектующих для техники ОАО.


К примеру, воздушные и гидравлические фильтры, ранее импортировав­шиеся из Германии, заменены на аналоги, производимые на заводах в Гомеле, Гродно, Витебске и Жодино. Эти изделия не уступают импортным по качеству и техническим характеристикам, а стоят дешевле. Компания продолжает работу по замене отдельных гидрокомпонентов. Разрабатываются логистические маршруты, используются альтернативные пути для сухопутных, воздушных и морских поставок. Основные транспортные узлы — порты в Санкт-Петербурге, Новороссийске и на Кавказе.

Как видно из приведенных выше цифр, на белорусский рынок уходит относительно небольшая часть комбайнов, львиная доля экспортируется. Больше всего в Россию. За прошлый год — 1318. У «Гомсельмаша» 15 стран-партнеров, которые постоянно покупают его технику и примерно столько же — периодически.

В Казахстане есть сборочное производство, где из машинокомплектов «Гомсельмаша» выпускают ежегодно 450—500 комбайнов. Нынешней весной предприятие открыло первую белорусско-российскую площадку по сборке комбайнов на базе завода «Кубань» в Усть-Лабинске Краснодарского края. До конца 2023-го там планируется собрать около 100 единиц.

Во время пуска производства генеральный директор «Гомсельмаша» Александр Новиков заявил:

— До 2027 года на данной площадке создадим цех по сборке комбайнов, запчастей для них и склад. Также планируем запустить сервисный центр с мобильными ремонтными бригадами. Они будут на выезде обслуживать сельхозпредприятия, что позволит значительно сократить простой техники в период сезонных полевых работ.

Вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка отметил:

— Комбайны «Гомсельмаша» пользуются спросом у кубанских аграриев. Они конкурентоспособны в сравнении с сельхозмашинами других импортных производителей, получают гарантированное сервисное обслуживание и доступны по цене. Кроме того, по поручению губернатора с прошлого года на приобретение сельхозтехники отечественного производства и производителей из наших дружественных стран аграриям предоставляется краевая субсидия. Это хорошее подспорье, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы локализация белорусских сельхозмашин в нашем регионе расширялась.

Как работает «Гомсельмаш» в 2023-м? За четыре месяца темп роста объемов производства — 178 процентов к аналогичному периоду прошлого года, экспорта — 168. Флагман инновационной линейки — оснащенный 530-сильным двигателем зерноуборочный комбайн гибридного типа GS2124. Он представлен в комплектации с системой автоматического вождения на базе искусственного интеллекта Cognitive Agro Pilot. Умная система анализирует поступающие с видеокамеры изображения, выстраивает оптимальную в заданных условиях траекторию движения комбайна и передает необходимые команды для выполнения маневров на исполнительные механизмы. Технические решения комбайнов нового поколения позволяют сократить прямые потери урожая, повысить точность позиционирования жатки, снизить эксплуатационные расходы, обеспечивая таким образом существенный экономический эффект.


В 2023-м производитель намерен изготовить около 200 комбайнов типа GS2124 по заказу сельхозорганизаций Беларуси, России и Казахстана. Запланирован выпуск первой промышленной партии модели GH800 с аналогичной высокопроизводительной системой обмолота и сепарации HYBRID-FLOW. Разработанная на основе доказавшего свою эффективность серийного гибридного комбайна GS3219 новинка также отличается современными конструктивными решениями.

Одна из самых востребованных и продаваемых моделей — GS12А1 PRO. В ней лучше оснащена кабина оператора, например дополнительно оборудовано сиденье инструктора, как и в GS2124. Для повышения удобства управления внедрены многофункциональный джойстик, интегрированный в подлокотник, эргономичный моноблочный пульт управления, эффективно выполняющий функцию виртуального помощника комбайнера современный бортовой компьютер.

Есть и серия комбайнов с одним большим молотильным барабаном — бюджетный GS5, пользующийся спросом в том числе у агропредприятий Грузии. Эта линейка включает также популярную в странах СНГ модель GS10, экономичный GS8, на котором сегодня останавливают свой выбор сельхозорганизации ряда зарубежных государств, включая Зимбабве.

О российском комбайностроении. В 2022 году основной производитель такой техники «Ростсельмаш» столкнулся с серьезными вызовами, связанными с изменениями геополитической ситуации в мире. Уже в марте предприятие ощутило на себе последствия ухода с рынка некоторых зарубежных производителей комплектующих, однако в сжатые сроки перенастроило логистические цепочки и провело масштабную работу по импортозамещению. Был взят курс на развитие собственных компетенций и российских поставщиков, партнерство с поставщиками из дружественных стран. Все это позволило сохранить выпуск необходимой для села техники. Тем не менее производство зерноуборочных комбайнов снизилось на 32 процента — до 4,74 тысячи.

По итогам первого квартала 2023-го в сравнении с аналогичным периодом прошлого года производство зерноуборочных комбайнов в России снизилось практически на 44 процента. Выпущено всего 967 комбайнов. Из них только в марте — 506, что на 8 процентов больше, чем в этом же месяце 2022-го. Это, безусловно, положительный момент, несмотря на общий негативный тренд. В такой ситуации наши восточные соседи принимают срочные меры по производству собственных комплектующих или их закупке в дружественных странах, чтобы нарастить выпуск комбайнов. Одновременно директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Роман Некрасов заявил, что аграрное ведомство прекрасно понимает сложности и потребности АПК:

— Основная задача — эффективно наладить логистику, движение сельхозтехники, запасных частей, чтобы имеющийся машинно-тракторный парк оставался работоспособным.

Какие цены на зерноуборочные комбайны? Зарубежные производители и дилеры тщательно их скрывают от конкурентов. А наши — нет. Директор центра маркетинга и рекламы ОАО «Гомсельмаш» Дмитрий Муляр сообщил:

— Самый массовый GS12А1 PRO стоит 480 тысяч белорусских рублей, суперкомбайн GS2124 — 730 тысяч. Их зарубежные аналоги более чем в 2 раза дороже.

Несмотря на длительные поиски в интернете, специалисты не смогли найти точного количества производимых в мире зерноуборочных комбайнов.

— Из разрозненных данных можно предположить, что таких агрегатов выпускается где-то 30—35 тысяч в год, — отметил Дмитрий Муляр. — Значит, доля маленькой Беларуси в этом сегменте значительная. И речь идет только о самоходных машинах. Кроме того, в Индии, Китае и некоторых других странах выпускают небольшие навесные и прицепные агрегаты, которые можно условно назвать комбайнами. Их общее количество — примерно 100 тысяч в год.

Новый тренд в данной сфере — производство автономных самоходных комбайнов (освоение их начинается в Китае). Беспилотный агрегат оснащен системой искусственного интеллекта, которая собирает данные и оптимизирует параметры обмолота и очистки, проводит разгрузку машины. По словам разработчиков, за десять часов может убрать до 200 гектаров риса. Созданы также комбайны, управляемые с помощью мобильного телефона. Они осуществляют операции по уборке урожая, автоматическому развороту и выгрузке бункера.

Новые вызовы 2022—2023 годов, такие как политический и экономический кризис в Европе, энергетический коллапс, ошеломляющая инфляция, рекордный рост цен на топливо, энергоносители, проблемы с металлом, логистические трудности, повлияли на рынок сельхозтехники. За 2022-й ее продажи по сравнению с предыдущим годом, в том числе комбайнов, уменьшились в Индии на 2,3 процента; США — 14,3; Европе — 7,6. Однако эксперты прогнозируют: мировой рост населения неизбежно приведет к восстановлению рынка. Причем производство комбайнов увеличиваться не будет — повысится их производительность.

gedroiz@sb.by

Инфографика Ольги ПАК.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter