Знаменитый диктор и ведущая Ирина Моисеева рассказала об особенностях профессии и о том, чего ей не хватает на телеэкране
15.06.2016 22:01:27
Диктором на телевидение Ирина Моисеева попала сразу после окончания театрального института. Затем ее голос 20 лет звучал на Белорусском радио. В 1990-х она вновь вернулась на телеэкран, руководила подготовкой телеведущих к эфиру для Национальной телерадиокомпании. Своим богатым профессиональным опытом Ирина Моисеева щедро делится с молодежью до сих пор.
— Ирина Геннадьевна, наверное, вы как профессионал сразу можете определить: кто способен стать ведущим, а кому в эфире делать нечего?
— Какие качества, данные, умения необходимы телеведущему?
— Говорить внятно, понятно, без очевидных дефектов речи — это ясно. Но главное — человек должен быть интересен, искренен, располагать к себе, должен уметь мыслить. Такого приятно видеть на экране. Не выношу, когда притворяются, играют в эфире. Плохо, когда ведущий играет. Он должен быть настоящим.
Если ты появляешься на экране, правильная речь совершенно необходима. Это достигается знанием и соблюдением языковых норм — ударение, произношение. В прежние времена в дикторской было множество разных залистанных до дыр словарей, ими мы все постоянно и очень активно пользовались. Когда же нормы языка отвергаются, мол, хочу быть ближе и понятней телезрителям, простым людям, поэтому и говорю с экрана, как они, — это просто оправдание собственного невежества.
— Вам не жаль исчезнувшего понятия «диктор»?
— С приходом так называемой перестройки диктора стали считать чуть ли не олицетворением застойной эпохи, способным лишь озвучивать чужие мысли. Было принято за аксиому, что говорить с экрана должны только журналисты, авторы своих текстов. Но дело в том, что один может не только подготовить хороший материал, но и озвучить его, донести до людей, а другой — нет, у него не всегда качественная (да и грамотная!) речь, верная интонация. Смотришь такой сюжет и думаешь: к нему бы хороший закадровый голос — как было бы замечательно! Все же диктор — это профессия. Разве забудешь роль Юрия Левитана во время Великой Отечественной войны? Вообще, я за то, чтобы каждый решал свою задачу: и дикторы, и ведущие, и авторы-журналисты.
— А почему, на ваш взгляд, так мало на нашем телевидении, в отличие от зарубежного, возрастных ведущих?
— Этот перекос образовался тогда же, когда убрали из эфира дикторов, а на их место пришли новенькие, молоденькие ведущие. Правда, теперь они уже не такие молоденькие, время-то летит! И возникает вопрос: успеют ли они стать настоящими мастерами эфира, мэтрами, или вот-вот им на смену придут такие же молоденькие и перспективные? Я за то, чтобы молодость и опыт взаимодополняли друг друга, взаимообогащали. Если честно, сейчас мне не хватает на экране ведущих, умудренных жизненным опытом, к мнению которых я прислушивалась бы, доверяла бы им, а это важно.
— Наверное, телевизор вы смотрите прежде всего как профессионал. Огрехов ведущих замечаете много?
— Бывает, но называть имен не буду, это некорректно. Вообще у нас любят критиковать своих: вот где-то там, например, в Москве, ведущие такие замечательные и восхитительные. Ничего подобного. Где бы ни была, обязательно смотрю телевизор, просто любопытно. И поверьте, российские программы, которые мы видим здесь, — это лучший телепродукт из этой огромной страны. А ведущие там очень разные. Что касается наших, то я, конечно, знаю лучше ведущих информационных программ. Считаю, что эти люди на своем месте.
— Вы начали работать на телевидении в начале 1980-х. За что тогда попадало дикторам?
— Да как-то не помнится, чтобы сильно попадало. Это старшие коллеги рассказывали: не дай бог отчество кого-нибудь из членов Политбюро перепутать. А когда я пришла, уже спокойней стало. Замечание сделают, если ошиблась в ударении или произношении. Так за это больше самой стыдно было перед коллегами. Ну а что можно и что нельзя говорить с экрана с точки зрения идеологической, политической, в дикторской все хорошо знали. Наше поколение прекрасно понимало, что можно говорить на кухне среди своих, а что — с высокой трибуны, на партсобраниях и в эфире.
— Где интереснее работалось — на радио или на телевидении?
— На радио была большая школа. Меня, несмышленыша, очень поддержали старшие коллеги по дикторскому цеху, и в первую очередь замечательный человек и профессионал Галина Феликсовна Сидельникова. Мы читали программы и литературные, и информационные, и развлекательные. Меня как молодого сотрудника сразу на детскую передачу бросили. Это была катастрофа: голос у меня низкий, попробуй звонко и задорно читать тексты для юных слушателей. Как же я мучилась! Самой тяжело, и режиссер выговаривал: ну что ты таким «толстым» голосом говоришь. А потом знаменитый наш радиорежиссер Софья Гурич начала меня приглашать на радийные «Поэтические странички» читать стихи. Вот это я очень полюбила, и у меня хорошо получалось. Ведь если текст тебе близок, через себя его пропускаешь, будет интересно и не фальшиво. Я всегда своим ученикам повторяю: в эфире надо быть, а не казаться. Тогда будут у ведущего — что на радио, что на телеэкране — и естественность, и органичность.
— Вы же закончили театральный институт, не жалеете, что не стали актрисой?
— Нет. Теперь понимаю, по природе своей я не актриса, наверное, недостаточно у меня внутренней гибкости для работы на сцене, не хватает в моей природе лицедейства. Хотя в юности, пока училась в институте, конечно, была самоуверенной и думала покорить подмостки.
— Кстати, а как случилось распределение в дикторы?
— Мне очень везло на людей, моих преподавателей, которые чудесным образом в разное время влияли на мою судьбу. Это началось еще в школе, где моей классной руководительницей была учительница русского языка и литературы Лилия Ефимовна Каплан. Она меня обожала, а я благодаря ей узнавала и полюбила мир литературы. А с распределением было так. После окончания института меня приглашали в один из минских театров, но в последний момент место оказалось занятым. Тогда мой институтский преподаватель по сценической речи Алла Александровна Шагидевич предложила мне три варианта для будущей работы: телевидение, радио и филармонию. В филармонии я даже показывала свою программу — литературную композицию из стихов и прозы, тогда это было очень популярно. Меня готовы были взять. Но Алла Александровна отговорила, посоветовала телевидение, его я и выбрала, успешно пройдя прослушивание, стала диктором. Я всегда с благодарностью вспоминаю людей, которые приняли большое участие в моей судьбе. Бесконечно им признательна!
svirko@sb.by