Какую роль господдержка играет в садоводстве?

Свой дом в своем саду

В МОЛОДЕЧНЕНСКОМ районе садоводством занимаются семь хозяйств. Шесть из них — фермерские. Без господдержки и помощи Ассоциации «Белсадпитомник» некоторые их проекты так и остались бы нереализованными. В этом году, например, садоводам республики выделено 54  миллиарда рублей — 19 миллиардов весной, а остальные — осенью. Такая поддержка — хорошее подспорье для укрепления материально-технической базы, выращивания посадочного материала, увеличения производства плодов и ягод. Только фермерское хозяйство «Ветлов» из Молодечненского района в этом году получило 200 миллионов безвозвратных бюджетных рублей. Они пошли на выращивание малины и земляники. При этом господдержка получена с активным участием Ассоциации «Белсадпитомник» и ее энергичного  и уважаемого генерального директора Анатолия КОРЕНЬКО. 

Глава фермерского хозяйства «Ветлов» Игорь ВЕТЛОВ и генеральный директор Ассоциации «Белсадпитомник» Анатолий КОРЕНЬКО осматривают саженцы в плодовом питомнике.


Проси больше, все равно дадут меньше 

Фермерское хозяйство «Ветлов» основано в 2003 году. Его глава Игорь Ветлов до этого несколько лет возле дома и на дачном участке выращивал и продавал саженцы. Дела шли ни шатко ни валко. Не устраивали и масштабы производства: технику использовать невозможно, хранить выращенный урожай негде. Чтобы всерьез заниматься плодоводством, нужно иметь хотя бы пару гектаров земли. Но где и как ее получить?

Сначала за советом обратился в Ассоциацию «Белсадпитомник», потом к одному из местных фермеров Вадиму Янушу: 

— Расскажи, Вадим Владимирович, как получал землю. Хочу всерьез заняться выращиванием саженцев,  плодов, ягод. 

Тот, исходя из личного опыта, посоветовал: 

— Хочешь получить гектар — проси три, нужно три — пиши в заявлении девять. Все равно просьбу удовлетворят частично, по себе знаю... 

Игорь Александрович так и сделал. Для начала, полагал он, трех гектаров будет достаточно. Поэтому на больше не рассчитывал. Знал, выделят не лучший участок, возможно даже, не в одном месте. Но отступать от задуманного не собирался. 

Вскоре его вызвали в Марковский сельсовет и предложили на выбор три участка. Один — среди леса, другой — на склоне горы, третий, как и два предыдущих на неудобицах, оказался наиболее подходящим. На нем и остановил свой выбор. А примерно через месяц нарезали недостающую часть земли, сполна удовлетворив просьбу будущего фермера. 

Отступать было некуда. Просил десять — получи, занимайся любимым делом, доказывай свои организаторские возможности и производственные способности. 

— На то время у меня была машина «Форд», любимая мама и две лопаты в багажнике, — вспоминает Игорь Ветлов. — Стартовый капитал составляли две наши пенсии. Но когда оказываешься в подобной ситуации, горишь желанием что-то сделать, приходит много разных идей. Почему-то хотелось иметь все и сразу. Хотя знал, так не бывает, обживаться придется постепенно.

— Не страшно было начинать? Десять гектаров земли — это немало, — интересуюсь у собеседника.  

— Страшновато, — не скрывает Игорь Александрович. — Но ни на минуту не покидало желание выращивать саженцы, плоды, ягоды. Силы придавало любимое дело. Нужен был первоначальный капитал. Понимал: одному без наемных работников на десяти гектарах не управиться. 

За два с половиной года он окультурил около 80 процентов выделенной земли — заложил питомники, маточники. Часть ее оказалась очень низкопродуктивной, практически непригодной для садоводства. Это были горы, на которых не росла даже трава. Начал окультуривать и их. 

У одного из местных фермеров приглядел старый неработающий трактор «Беларус-82». Хозяин, выслушав предложения Ветлова, который готов был восстановить трактор, а потом на равных пользоваться им обоим, дал добро. Через неделю «Беларус» уже работал в будущем саду. Почти три года. 

— Но машина-то все равно не своя, — рассуждал фермер-садовод. — Нужно обзаводиться собственной техникой. Тем более что вручную cо  многими работами не управиться. За советом пришлось в очередной раз обращаться в ассоциацию садоводов. 

Правда, удовлетворить все запросы фермера там сразу не смогли. Для начала включили в программу обновления техники. При первой возможности обещали помочь. И слово сдержали. Через некоторое время он получил в лизинг новенький «МТЗ-82». Потом приобрел плуги, диски, опрыскиватели, другой инвентарь. Только через ассоциацию получил пять тракторов. Теперь у него есть вся садоводческая техника. 

— Это одно из мощнейших садоводческих фермерских хозяйств республики, — рассказывает генеральный директор Ассоциации «Белсадпитомник» Анатолий Коренько. — Оно выращивает и поставляет саженцы и яблоки, часть продукции отправляет в Россию. Здесь строится плодохранилище, не бывает задержки с выплатой зарплаты.

Ее руководитель постоянно бывает на местах, интересуется, чем живут садоводы, что их волнует. Анатолий Николаевич не раз встречался с руководством торговых сетей, обсуждал варианты поставок фермерами плодов. Правда, торговым организациям нужны солидные объемы, регулярные отгрузки. Возможно, уже в ближайшее время Коренько соберет их вместе, чтобы решить и эту, казалось бы, несложную проблему. Свою главную задачу он видит в закладке  садов интенсивного типа, увеличении их отдачи, а значит, насыщении белорусского рынка отечественными плодами. 

Сам в городе, а душой — на работе

Теперь у Игоря Ветлова  101 гектар земли в четырех местах. Одно из них — за 15 километров от основного 70-гектарного участка. С него фермер начинал. Правда, расширить владения оказалось непросто. Для этого потребовалось семь лет. Больше расширяться он не намерен. Уже через пару лет может возникнуть проблема с размещением питомника. На прежнее место, по заключению отечественной науки, его можно возвращать не раньше чем через 10 лет. А в Голландии, например, никогда. Для обновления севооборота у фермера остается только два года. А потом, возможно, придется возвращаться на первоначальный участок. Но это большой озабоченности пока не вызывает. 

Теперь Ветлов живет садом, строительством плодохранилища. Заканчивает обустраивать первую его очередь на 400 тонн. Потом займется второй на такое же количество. Плюс «предбанник» на 200 тонн. Набирается тысяча. Больше не надо. Затем нужно будет обустраивать территорию. Поставить под навес технику и оборудование. Ранние плоды намерен продавать во время уборки, а поздние — придерживать. Решил на хранилище раскошелиться, как он заметил, по полной программе. Чтобы потом не нести невосполнимые потери во время хранения. Только пенная теплозащита первой очереди обошлась в 18 тысяч долларов. Пятисантиметровый слой ее зацементировал и в полу, чтобы земля не грела. 

Есть также огромнейшее желание построить свой дом на выделенной в аренду земле. Готов взять 15 соток неудобицы, чтобы ежедневно не ездить из Молодечно в хозяйство. Расстояние его не пугает. Просто хочет быть все время на своем рабочем месте, рядом с садом. Приедет на ночь в город, а душой в саду. В голове мысли: воруют саженцы не воруют, подморозило деревья или нет? Ему говорят: строить жилье на сельхозугодьях, в том числе и непригодных к использованию, нельзя. 

— Почему? 

— Закон не разрешает. А почему не разрешает — никто толком объяснить не может.

 Впрочем, эта проблема назрела не только для Ветлова, инвалида второй группы, но и его коллег из других регионов, создавших производственную базу не для одного поколения. Эта проблема, по его мнению, требует решения на более высоком уровне. Почему фермер не может жить там, где находятся его владения? Таким образом он и его дети еще больше оказались бы привязаны к земле. 

Озеро будет не для отдыха

В питомнике фермер выращивает около 50 сортов яблок, груш, черешен, различных видов ягод, в саду — около десяти. Какие? Главный ориентир для него — рынок. Высокий урожай в этом году дали яблоки сорта «лигол». Ежегодно хорошо плодоносила арония. На нее всегда устойчивый спрос. Тем более ягода эта недорогая, каждый гектар дает до 15 тонн. В этом году Ветлов рассчитывал получить ее 150 тонн. Были покупатели. Но из-за дефицита влаги высохла на корню. Не дала урожая эта культура и в других хозяйствах республики. Никто не думал, что ее нужно поливать. Теперь хорошая наука будет всем. А чтобы в будущем деревья и кустарники не страдали от жары, Ветлов по опыту одного из брестских фермеров-садоводов решил выкопать у себя озеро на 15 тысяч кубометров. В него уже вложил все вырученные деньги. Запаса воды должно хватить на пять поливов. Понимает, придется раскошелиться. Зато потом вода всегда будет под рукой. Этим летом пробовали возить ее из ближайшего озера. Сделали несколько рейсов, подсчитали расходы, оказалось, овчинка выделки не стоит. Пришлось отказаться. 

В этом году фермер уже продал около 40 тонн яблок. В основном ранних  сортов. Еще 80 тонн лежит в хранилище, подрастают в цене. Игорь Ветлов, как и его молодечненский фермер-коллега Вадим Януш, уверен: долго не залежатся. В России этот год на яблоки неурожайный. Зачастили оттуда гонцы. Уже сегодня готовы забрать весь урожай по 7,5 тысячи рублей  за килограмм. Дешево, при всех обработках себестоимость килограмма яблок обходится в 6 тысяч рублей. А полежат до нового года или когда закончатся запасы в сельхозпредприятиях — по 10 тысяч пойдут за милую душу. Качество прекрасное, сорта поздние, вкусные. Хранить уже есть где. 

Но вырученных денег для продолжения строительства второй очереди хранилища, озера, благоустройства территории, на другие расходы будет недостаточно. Предлагали взять кредит, подсчитал и отказался. Накладно, невыгодно. Поэтому для реализации своих замыслов в первую очередь приходится рассчитывать на себя, потом на господдержку. И, как всегда, на надежного, авторитетного советчика и помощника — Ассоциацию «Белсадпитомник», в которой прослеживаются четкая стратегия и тактика развития отечественного плодоводства. 

zybulko@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter