Свой «человек» на орбите

«БелКА»   сможет   обнаружить   даже  глубинный   торфяной   пожар

«БелКА»   сможет   обнаружить   даже  глубинный   торфяной   пожар

— Леса – третья часть территории Беларуси, и горят они (в большей или меньшей степени) каждый год. В прошлом, например, самыми «горячими» месяцами стали август и сентябрь. В этом из-за небывалого числа травяных палов только с апреля по май мы налетали уже почти тысячу сто часов, — констатирует Алексей Пшонко, директор «Беллесавиа» МЧС Беларуси. – Сами не тушим — сообщаем собственникам координаты пожара. Впрочем, бывают и неприятные исключения.  

2000 год. Горит болото в Березинском заповеднике – топь такая, что автоцистерны не могут даже приблизиться к эпицентру возгорания. Проваливаются. В воздух поднимается Ми-8 с водосливным устройством. Несколько часов – и все кончено. Ровно через два года – похожая ситуация в Витебской области. Миорский район, урочище Ельня: полыхают 5 тысяч гектаров непроходимого болота Большой Мох. Близлежащие деревни накрыл смог, люди задыхаются от дыма… Почти 3 дня над пожаром «висели», опорожняя баки с водой и спецхимией, 3 самолета Ан-2. И не напрасно. Эти случаи подсказали, как пресекать пожары на ранней стадии. Десантник с ранцевым огнетушителем может приземлиться практически на любом участке местности и за считанные минуты залить водой кромку горящего леса. 

— Патрулирование «Беллес-авиа» — одна из составных частей республиканской системы мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Она появилась в Беларуси 19 ноября 2004 года и сегодня работает по 15 направлениям. Если говорить только о безопасности лесов, здесь объединены усилия трех  министерств (лесного хозяйства, природных ресурсов и МЧС), — объясняет «Р» Леонид Школьников, первый заместитель начальника Республиканского центра реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС. – Данные с 6 американских спутников «NOAA» пересылаются дважды в день, расшифровываются, наносятся на карту и затем поступают к нам. Информация, пришедшая с орбиты, бесплатна. В этом плюс. Главный минус – низкое, до одного километра, разрешение, которое не позволяет делать детальные снимки (а значит, и давать более точные прогнозы). «БелКА», по нашим расчетам, должна поднять  мониторинг на качественно новый уровень. 

В частности, первый белорусский спутник сможет фотографировать местность с разрешением до двух метров. Что это значит? С орбиты можно будет не просто зафиксировать тепловую аномалию (лесной или, скажем, подземный торфяной пожар), но и в деталях ее заснять. Более того, в подробностях «разглядеть» нефтяные и бензиновые пятна на воде, порывы трубопроводов, ледяные заторы на весенних реках, etc. Ждать осталось недолго: запуск – в июле—августе. А пока… 

— Двенадцать тысяч лесников каждые сутки выходят на обходы своих угодий — кто на велосипеде, кто на лошади, а кто и на мотоцикле. Как-никак у каждого по 6—7 кварталов. Это самый простой, наземный уровень наблюдения, — объясняет Иван Мыслейко, заведующий сектором охраны и защиты леса Министерства лесного хозяйства Беларуси. – Следующая ступенька – визуальное наблюдение с вышек и мачт. В республике их 570, и, прямо скажем, этого сегодня недостаточно. Строим, по мере возможности обновляем старые и, конечно же, пытаемся предложить альтернативу дедовским подходам. 

Четыре года назад в Слуцком лесхозе стартовал уникальный для Беларуси совместный проект. Идею подсказали ученые Института прикладных физических проблем БГУ, средства на создание пробной модели выделил Минлесхоз. Итог – первая в стране система обнаружения пожаров по инфракрасному излучению и телевизионному контролю. Коротко о сути. Есть центральная компьютеризированная станция, и есть сотня подключенных к ней видеокамер с ИК-датчиками. Малейшее возгорание – и через пару секунд все данные на мониторе у диспетчера. Да, эффективно. Да, дело будущего. Одно «нет» — дорого. 

— Чтобы внедрить новинку повсеместно, нужно вложить не один миллион рублей в ее программное обеспечение и корректировку режимов поиска. Пока же вынуждены работать по старинке: авиация – обходы лесников – наблюдательные вышки… Мелкий пожар затушим сами: благо при каждом лесхозе созданы пожарно-химические станции. Значительные площади — дело спасателей и местных властей, — говорит Иван Мыслейко. — Не первый год (а этой весной особенно) сталкиваемся с серьезной проблемой на местах — сельхозпалами. Представьте, с конца марта уже около 2 тысяч случаев! Ходим, предупреждаем – и каждый раз одно и то же: спичку в траву — и ходу. Что дальше? Поле выгорает, и огонь перебирается в лес. Польза спорна – ущерб реален.  

Этой весной в Беларуси уже фиксировался пятый класс пожарной опасности. Две недели дождей немного смыли градус напряженности, и вот опять жара, которую синоптики обещают нам в июле и августе. А значит это только одно: у нового спутника будет много работы.     

На снимках: поле выгорает, и огонь перебирается в лес; «БелКА» должна поднять мониторинг на качественно новый уровень. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter