Разведчики внесли огромный вклад в успех операции «Багратион»

Свои среди чужих

Белорусская стратегическая наступательная кампания 1944 года вошла в историю как одна из самых крупных битв XX века. За 68 суток войска трех Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов полностью уничтожили 17 дивизий и 3 бригады противника. Еще 50 дивизий не досчитались более половины личного состава. Огромный вклад в успешное проведение операции внесла советская военная разведка.


На главном направлении

Летом 1944 года на белорусской земле еще шли бои. Немецкое командование сосредоточило здесь группу армий «Центр». В нее входили соединения 3-й танковой, 2-й, 4-й, 9-й полевых армий. На севере группу армий прикрывала 16-я полевая армия группы армий «Север», на юге — 4-я танковая армия группы «Северная Украина». Основные силы противника были размещены в зоне обороны в районах Бобруйска, Могилева, Орши, Витебска. С воздуха защиту немцам обеспечивал 6-й воздушный флот, в составе которого было около 1350 самолетов. В общей сложности противник сосредоточил в Беларуси с учетом танковых экипажей около 1,2 млн солдат и офицеров.

Всего, по данным советской военной разведки, на этом стратегическом направлении немцы имели 63 дивизии и три бригады. А это 95 000 орудий и минометов, 900 танков и штурмовых орудий. Разведданные также позволили установить, что на белорусском театре военных действий германские войска занимают положение в виде огромного выступа на восток, который своеобразной другой огибал Минск. Эта конфигурация была выгодна для войск Красной армии, которые могли нанести противнику сокрушительный удар.

Его знали как генерала Павлова

Петр Чекмазов
Долго и много готовила жизнь начальника разведотдела штаба 1-го Белорусского фронта Петра Никифоровича Чекмазова, которого многие разведчики знали как генерала Павлова, к такой трудной и ответственной службе. Он родился в 1901 году в Тульской губернии, в 19-летнем возрасте поступил в Красную армию. Военачальники не могли не заметить у паренька отменную наблюдательность и цепкую память, послали на курсы красных командиров. В 1930-м окончил стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава РККА имени Коминтерна («Выстрел»), в 1936-м — Военную академию имени М. В. Фрунзе. В органах советской военной разведки начал работать с мая 1936 года. До Великой Оте­чественной войны занимал должность начальника агентурного отделения штаба ­Белорусского военного округа, был на Дальневосточном фронте.

Осенью 1941 года Чекмазова назначили заместителем начальника разведотдела штаба Южного фронта, с марта 1942 по март ­1943-го он возглавлял разведывательный отдел штаба Брянского фронта. В период оперативной паузы, длившейся с осени 1943 по июнь 1944 года, генерал-майор Чекмазов направил усилия всех видов фронтовой разведки на вскрытие бобруйской, барановичской, брестской и ковельской группировок противника. За это время фронтовой разведкой и агентурой были добыты весьма полные данные о войсках и оборонительных рубежах противника на глубину до рубежа реки Вислы. Эти сведения сыграли важную роль при подготовке и проведении войсками 1-го Белорусского фронта Мозырской, Бобруйской, Барановичской, Ковельской и Брестской наступательных операций, являвшихся составными частями стратегической операции советских войск в летнюю кампанию 1944 года.


Авиация била точно

Начальник разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта генерал-майор Петр Чекмазов ежедневно получал донесения от групп, которые работали в глубоком тылу врага. Одно донесение мог положить в особую папку. А если оперативно важное — спешил на доклад к командующему фронтом. 

Накануне и во время проведения белорусской операции много важных сведений поступало от майора Геннадия Братчикова. Его группа «Овин» действовала весьма результативно: сообщила о 10 немецких ­аэродромах, данные о расположении складов боеприпасов, горючего, продовольствия. Эти объекты были уничтожены советской авиацией.

Еще из донесений: «11 мая. С 5 по 10 мая через станцию Черемыха на Брест проследовали части 813-й и ­419-й пехотных дивизий, а также 613-й артиллерийский и 304-й зенитно-артиллерийский полки», «13 июня. 51-й пехотный полк из населенного пункта Ружаны убыл в район Бреста», «2 июля. С 29 ­июня по 1 июля из Барановичей через станцию Ивацевичи проследовало 229 средних и 90 тяжелых танков». В конце августа разведчики группы «Овин» действовали на территории Польши.

В конце 1944 года майор Г. И. Братчиков был представлен к званию Героя Советского Союза. В сопроводительных документах было указано, что благодаря его смелым и решительным действиям была заблаговременно вскрыта группировка 2-й  немецкой армии, что позволило войскам успешно провести Люблинско-Брестскую операцию.



Наступление Красной армии развивалось успешно. Начался во многих местах неорганизованный отвод германских ­войск. В этих условиях от разведчиков фронта требовалось обеспечить командование информацией о сопротивлении противника, постоянно уточнять его состав, группировку врага. Советские разведчики в этих условиях, весьма сложных, справлялись успешно. К такому выводу не раз приходил Петр Чекмазов, анализируя различную информацию, которая приходила в развед­отдел фронта.

Во взаимодействии с партизанами наступление частей Красной армии сопровождалось скоординированными фронтовой разведкой действиями партизан. В ночь на 20 июня партизанские отряды одновременно провели массовые диверсии на железных дорогах в тылу немцев. В этих акциях участвовали также разведывательно-диверсионные группы военной разведки. В результате были парализованы многие важные тыловые коммуникации группы армий «Центр». 

Родина высоко оценила их мужество и героизм, проявленные в ходе освобождения Беларуси. 30 военным разведчикам, участвовавшим в операции «Багратион», было присвоено звание Герой Советского Союза. Это настоящий интернационал: русские, украинец, белорус, татарин, казах, нанаец и даже ассириец. По мнению генерала армии Гареева, именно тщательная разведка системы обороны и огневых средств противника обеспечила успех ­войск фронта, принимавших участие в операции «Багратион».


На шести фронтах

Перед войсками 2-го Белорусского фронта в ходе операции «Багратион» ставилась задача разгромить могилевскую группировку и выйти на Березину. Удар на Могилев наносила одна усиленная армия. После овладения этим городом нашим вой­скам предстояло наступать вдоль шоссе Могилев — Минск. Позднее они успешно нанесли главный удар на Вильнюс, Лиду, а в дальнейшем вышли к Неману, захватив плацдармы на его западном берегу.
Илья Виноградов

У советских генералов, принимавших участие в Великой Отечественной войне, разные судьбы. У каждого по-своему складывался путь к заветным звездам. У генерал-лейтенанта Ильи Виноградова немало отличий от биографий его коллег. Бойцом Красной армии он стал… в 11 лет, записавшись в ее ряды добровольцем. Служил солдатом. Воевал на фронтах гражданской ­войны. Трижды ранен. 

В годы Великой Отечественной полковник, а с 1942-го — генерал-майор Виноградов был начальником разведотдела штаба пяти фронтов: Юго-Западного, Сталинградского, Донского, Воронежского, 1-го Украинского. А на завершающем этапе войны возглавил разведывательный отдел штаба 2-го Белорусского фронта. В этом генерале прекрасно сочетались молодость и огромный опыт организации ведения разведки в больших масштабах. А также то, что ему пришлось возглавлять военную разведку шести фронтов — это абсолютный рекорд во время Второй мировой ­войны.

Аналитическая работа

К началу операции «Багратион» в полосе 2-го Белорусского фронта успешно действовали 7 разведгрупп, но в течение месяца было заброшено в тыл немцев ­дополнительно 18 групп. Затем было подготовлено еще 18 групп различного оперативного назначения. Дерзко действовали в глубоком тылу врага группы «Вулкан» ­(командир Годюк), «Куприянов» (командир Коган) и другие. Они ­оперативно передавали сведения о противнике.

В разведотдел фронта поступало большое количество донесений. Они анализировались, обобщались, сравнивались. На этой основе делались окончательные выводы о составе войск противника, характере их действий и ближайших намерениях. Обрабатывалось большое количество документов, в том числе карты, схемы, сводки, справки, последние донесения от групп, разведчиков, которые содержали обширную информацию по различным направлениям сопротивления войск противника. Обобщались данные войсковой разведки, авиаразведки, радиоразведки.

Разведотдел фронта имел шифровальное отделение, кадров, секретную часть. По штату здесь было 65 офицеров и 25 человек рядового и сержантского состава. А еще — отдельная моторазвед­рота и отдельный радиоразведывательный дивизион. Все звенья этого армейского механизма работали оперативно и слаженно.

Путь на Березину

Замыслом наступательной операции «Багратион» перед войсками 3-го Белорусского фронта при взаимодействии с 1-м Прибалтийским и 2-м Белорусскими фронтами предполагалось разгромить витебско-оршанскую группировку и выйти на реку Березину. Фронту приказывалось нанести два удара: первый — двумя армиями из района западнее Лиозно на Сенно (с целью окружить во взаимодействии с 1-м Прибалтийским фронтом витебскую группировку противника и овладеть Витебском). Второй удар — двумя армиями вдоль минской автомагистрали выйти на Борисов, овладеть Сенно и Оршей, а также разгромить борисовскую группировку врага и выйти на западный берег Березины в районе Борисова. Таким образом главные силы фронта сосредотачивались на оршанско-борисовском направлении. Этим целям и была подчинена деятельность разведчиков 3-го Белорусского фронта.

14 апреля 1944 года разведотдел штаба 3-го Белорусского фронта возглавил генерал-майор Евгений Васильевич Алешин. В разведке он служил с 1933 года, а до того был рядовым, комвзвода, казначеем полка, помощником комполка. С начала войны Алешин — в действующих войсках. Сперва — начальник развед­отдела 28-й армии, в августе ­1942-го — разведотдела ­43-й армии. В конце ­февраля 1942-го возглавил развед­отдел Калининского фронта. С декабря 1943 до апреля 1944 года — начальник 1-го отдела 3-го управления, старший помощник, заместитель начальника группы по анализу и обобщению сведений о противнике ГРУ. 

Сводки скорой Победы

Из разведсводки № 83 штаба 3-го Белорусского фронта к 6.00 16 июля 1944 года (гродненское направление: 

«15.7 противник в районе севернее Сапоцкина был отброшен за государственную границу 1939 года. К исходу дня части 50 пд (391 т 399 пп), 1063, 1069 отдельные полки, 1036 и мусульманские батальоны, 17-й полицейский полк вели бои на рубеже западнее Друскеники, р. Бела Ганча, южнее Иржеток, Дзмисевиче (8 км северо-восточнее Сопоцкина), р. Неман, Островок (10 км севернее Гродно), Лейки, Наумовичи, Соловьи, северная окраина Гродно, Каплица, лес восточнее Каплица Малая.

Пленный 7-й роты 17-го полицейского полка, захваченный 15.7 в Загорники (14 км юго-западнее Друскеники), показал: 6.7 полк прибыл в район Гродно, 2-й батальон полка оборонялся в районе Загорники.

15.7 захвачены пленные 7-й роты 399 пп и изъяты документы 3-й и 4-й рот 391 пп 170 пд в районе Друскеники.

11.7 в районе Шибаны (4 км юго-восточнее Граево) отмечено до 150 танков и 38 орудий калибра 150 мм».

Из сведений разведотдела 3-го Белорусского фронта о боевой деятельности войск противника к 12.00 20 июля 1944 года:

«На Брестском направлении, на участке восточнее Бельска, противник отходил в западном направлении и к исходу дня арьергардами вел бой на рубеже Нарев, Шивецк, Орляя, Вулька, Черемха, Омялянец, Дешевичи. В районе северо-западнее и северо-восточнее Бреста противник неоднократными контратаками силами до двух батальонов пехоты при поддержке 30 танков оказывал сопротивление на прежнем рубеже. На участке Кобрин, Заболотье противник продолжал отходить в западном направлении и к исходу дня вел бой на рубеже Кобрин, Ходыница, Осса, Мокраны, Заблотье».

Из информации разведотдела штаба 3-го Белорусского фронта о боевой деятельности войск противника к 12.00 21 июля 1944 г.:

«...На Брестском направлении противник к исходу дня 20 июля вел бои на рубеже Каменюки, Ухляны, Щербово, Грабовище, Жабинка, Богданы, Ольховка, Велькорыта, Гвозьница, Ланская, Хрыпск, Ольшанки. Наши подвижные части вели бои с противником в районах Рудавец, Старые Мотыкалы, Ивахновичи».

Из информации разведотдела штаба 3-го Белорусского фронта о боевой деятельности войск противника к 12.00 23 июля 1944 года:

«На Псковском направлении части 28 ак были выбиты из Пскова и к исходу дня 23 июля отброшены на рубеж Звенковичи, Песхи, восточнее Сивцево, Бабаево, западнее Атаки, Горбово, западнее Шабаны, северо-западнее Кремшлево.

На Брестском направлении противник продолжал отходить в западном направлении и к 11.00 22 июля оказывал сопротивление на рубеже Сухова, Вытычно, Верешин, Ольховец, Леонув, Западнее Хелме и далее на прежних позициях».

Боевые задания выполнены

Наибольшие потери советская военная разведка понесла в июле 1944 года. Этот месяц был самым трудным в истории операции «Багратион». По всей линии фронта противник оказывал отчаянное сопротивление. В распоряжении фельдмаршала Буша, командующего группой армий «Центр», Гитлер перебрасывал все новые и новые подкрепления. От разведки требовались точные сведения о том, какие дивизии и на какой участок фронта прибывали из Германии, Италии, Румынии, Франции, Норвегии.

В июле советские военные разведчики провели в немецком тылу наибольшее количество своих операций, во время которых погибли 9746 солдат, сержантов и офицеров военной разведки. В ходе проведения операции «Багратион» разведчики 3-го Белорусского фронта потеряли в боях с противником 79 офицеров, сержантов, рядовых. 

На долю военных разведчиков выпала ответственная и непростая задача — быть на самом переднем крае всенародной борьбы в тылу врага, жертвуя самым дорогим, что есть у человека, — жизнью, здоровьем. И они с честью справились, выполняя боевые задания командования. При этом раскрылись их лучшие качества: мужество, храбрость, стойкая выдержка, хладнокровие и готовность к самопожертвованию. Эти люди были большой силы духа, преданные своему Отечеству.

Радиоразвед­донесение по ВВС № 130 за 09.05.1944 г. помощника начальника 6-го отделения РО штаба 3-го Белорусского фронта капитана А. М. Ускова 

«Первое: в 11.28 с аэродрома Лида отмечен вылет 4 бомбардировщиков, предположительно из состава 1-й группы 76-й бомбардированной эскадры. В 10.20 на аэродром Лида произвели посадку три самолета неустановленной принадлежности.

Второе: авиаразведка производилась с аэродромов Бобруйск-1 метеоразведчик во второй половине дня.

Третье: полеты транспортных самолетов производились по маршрутам Минск — Кенинсберг — 1, Кенинсберг — Варшава — 1, Белград — Будапешт — 1.

…Шестое: на санитарном самолете на аэродром Барановичи перевезено 20 тяжело- и 53 легкораненых.

Восьмое: на курьерском самолете на аэродром Кенингсберг в 10.40 прибыл генерал.

Девятое: всего в полетах отмечено 233 самолета, из них бомбардировщиков — 30, разведчиков — 2, транспортных — 148, неустановленной принадлежности — 46».
Всеми видами партизанской разведки в Беларуси с января по май 1944 года была выявлена дислокация 27 штабов, 598 соединений и частей, 163 полевых почт врага. Разведчики обнаружили 36 аэродромов и посадочных площадок, захватили и направили в советский тыл более 500 оперативных документов врага.
В ТЕМУ

Фото  БЕЛТА

В честь 70-летия годовщины начала операции «Багратион» 21 июня 2014 года на трассе Р-31 Паричи — Мозырь — граница Украины близ деревни Роковичи Светлогорского района был торжественно открыт памятный знак «Багратион» (скульптор — Валерий Кондратенко). На семиметровом постаменте в центре расположены фигуры полководцев Жукова, Рокоссовского, Батова и Панова. Справа и слева — наступающие советские солдаты, моряки и партизаны. Фоном стали стрелы, указывающие на два главных удара Красной армии. Конечные города на обеих стрелах — Берлин, Зеелов и Кюстрин — символизируют последние вражеские цитадели. Выбор места установки не случаен: именно здесь 24 июня 1944 года в ходе Белорусской освободительной операции советские войска совершили прорыв во вражеский тыл.

Михаил Хильман, член Совета Белорусского общественного объединения «Ветераны военной разведки»

Фото pastvu.om и  из архива БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter