Свои паруса

Учитель из сельской школы создал самую большую детскую флотилию в стране
Учитель из сельской школы создал самую большую детскую флотилию в стране

Чудеса, да и только! Самый крупный в стране парусный клуб для детей находится не в столице и даже не в областном центре. Более десятка плавсредств самых разных конструкций, от катамаранов до небольших яхт, радуют мальчишек Красненской средней школы, что находится в Молодечненском районе. Руководитель клуба — Сергей Люев, на протяжении восьми лет вместе со своими учениками покоряет водные просторы Беларуси. А в этом году мальчишки из деревни Красное вместе со своим капитаном чуть не добрались до Киева.

За горизонт

— Все началось в детстве, когда я начал заниматься судомоделизмом, — рассказывает Сергей Федорович. — Сначала строил копии судов простенькой конструкции, затем яхты с мачтой высотой в полтора метра. Больших моделей я сделал не менее двадцати штук, но на столе они никогда долго не стояли. Когда выбирался на большую воду, обязательно брал с собой очередное судно. Дожидался ветра с моря, настраивал паруса, ставил яхту на воду и смотрел, как она уходит за горизонт. В этот момент я был, наверное, самым счастливым человеком в мире. На каждой модели оставлял свой адрес в надежде, что хоть один мой корабль когда–нибудь вернется домой. Ни один так и не вернулся. Я об этом сильно не горюю.

Страсть к парусам нашла свое продолжение спустя много лет, в 1997 году. 7 «В» класс Красненской средней школы все учителя считали трудным. Учились мальчишки неважно, да и сорванцы — один шкодливее другого. В те времена Сергей Люев преподавал в школе специальную подготовку (бывшая НВП) и вел несколько кружков. Он собрал трудный класс и предложил: «Ребята, давайте лодки строить». Найдите мальчишку, который бы не согласился!

— За полтора месяца мы построили два катамарана, два швертбота и отреставрировали одно старое судно, — рассказывает Сергей Федорович. — Только за май на воду было спущено пять лодок!

Но далеко не все ребята отправились в плавание. Некоторые ушли, поняв: чтобы ходить под парусом надо учиться. Долго и терпеливо. В общем, в состав экспедиции попали только самые настойчивые. Первое же путешествие стало настоящим испытанием. Вместе со своим учителем–капитаном дети катили повозки с новенькими судами 28 километров.

Пришлось нелегко в том первом путешествии. Но после него матросы из клуба «Парус» готовы были сутками работать в мастерской или на воде. Ни уговаривать, ни приглашать их уже не надо.

Трудные не боятся трудностей

В прошлом году ребята из Красненской школы участвовали в 14 однодневных и семи двухдневных походах. В этом году был пройден в три этапа маршрут длиной 860 километров — от Борисова до Мозыря, команда не дошла до Киева километров тридцать: поднялась сильная волна, и капитан принял решение разворачиваться.

— Мои мальчишки способны на многое, — говорит учитель Люев. — Они не плачут и хотят бороться. Ведь, если разобраться, практически вся экспедиция в той или иной мере – экстремальная ситуация. Мы к этому уже привыкли. А мамы волнуются: как это мое пятнадцатилетнее чадо несколько суток проведет на корабле. Там же мокро, холодно и комары кусаются!!! Они не знают, что гребная вахта длится два часа... Но все мальчишки справляются с этой сложной даже для взрослого человека работой с честью.

Факт остается фактом: ребята, пройдя одну экспедицию, остаются в клубе надолго. Трудные дети, трудные дети... Это для школы они трудные. А на борту такие условия: если не сделаешь ты, никто не сделает. И это чувство локтя, ответственности не только за себя, но и за всю команду, наверное, тысячи нотаций стоит.

На лодки у Сергея Люева уходит немалая часть заработка. Постоянного спонсора у экспедиций клуба «Парус» нет. Однажды помог банк — профинансировал всю экспедицию. Некоторые суда были построены из обыкновенного металлолома, найденного на свалке. Как, к примеру, корабль «Доктор Артемьев». Его корпус, помятый, покрытый ржавчиной, Сергей Федорович нашел в 1999 году. Уже в следующем сезоне «Артемьев» стоял на воде. Это судно, кстати, до сих пор обладает самыми лучшими ходовыми качествами в красненской флотилии, которая, несмотря на все трудности, каждый год спускается на воду в апреле и плавает до первого льда.

«Лодка должна плыть. Иначе какой в ней смысл?!» — уверен капитан детской флотилии Сергей Федорович Люев.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter