Свои машины ближе к делу

В НАН разработали уникальную коммунальную машину

У нашего машиностроения — своеобразный исторический момент. К традиционным производствам — карьерных самосвалов, тракторов, грузовых автомобилей — добавилось и производство легковых автомашин. Изготовлена первая промышленная партия, на подходе серийные объемы. По сути, это еще один шаг по усилению отрасли, брендовой для страны. Достаточно вспомнить, что БелАЗ входит в тройку мировых лидеров — производителей карьерной техники, а МТЗ — в восьмерку крупнейших тракторостроителей. Удержание этих позиций из года в год требует немалых усилий, в том числе по модернизации производств и поиску новых рынков сбыта. Недавний профессиональный праздник предприятия Минпрома встречали в плюсе: за первое полугодие темп роста экспорта — около 135%, все холдинги сработали рентабельно. А лучшим свидетельством живого развития отрасли стали генерируемые ею новости.

Взять легковые авто Geely. Речь идет не только о появлении под Борисовом завода по мелкоузловой сборке машин мощностью до 60 тысяч штук в год. Это предприятие притянет в нашу страну и другие — по изготовлению компонентов. Первый заместитель министра промышленности Геннадий Свидерский приоткрыл карты: в конце августа подписано соглашение по созданию в Беларуси производства двигателей для легковых авто, на очереди — изготовители сидений.

Однако уровень собственных компетенций выражается не столько в способности собрать чужое, сколько разработать свое. В Минпроме называют стратегически верным путем постоянное расширение сегмента отечественных транспортных средств. Например, на МАЗе работают над созданием кранов высокой грузоподъемности и магистральными коммунальными машинами–пылесосами. «Гомсельмаш» создает суперкомбайн — полевые испытания планируются в следующем году. Поставщиком ярких информационных поводов в этом году стал Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук, занятый научной поддержкой отрасли. Сколько бурных обсуждений вызвала его разработка — экспериментальная модель отечественного электромобиля, представленная в августе! На этом фоне несколько померкли другие многообещающие работы — создание гибридного привода для грузовика, который позволяет экономить до 20 — 30% топлива, и уникальной коммунальной машины. Она, кстати, была в числе победителей конкурса инновационных проектов, проводимого ГКНТ. А теперь мы станем свидетелями, как идея обретает реальное воплощение. Гендиректор института Сергей Поддубко пообещал, что к концу года публике покажут опытный образец, а затем начнется серийное производство на одном из предприятий, входящих в состав технопарка Мингорисполкома. Эта компактная и маневренная машина предназначена для уборки внутридворовых территорий, помогая минимизировать ручной труд. Летом она будет работать как пылесос и осуществлять полив, а зимой — вести уборку снега и разбрасывать солевую смесь.

Аналогов в стране нет. А в европейских городах схожая техника применяется в большом количестве. Поэтому у новинки высокий экспортный потенциал.

Кстати, об экспорте. Его диверсификация — стратегическая задача для всех предприятий Минпрома. И в этом году, по словам Геннадия Свидерского, усилия направлялись на новые рынки. Сделаны шаги к созданию совместного производства в Египте. Появился сервисный центр БелАЗа в Индии — в некотором роде это работа на опережение, создание условий для поставок своей техники, учитывая жесткую конкуренцию. Расширены поставки в Южную Корею, традиционно ведется работа по поставке сельхозтехники в Нигерию, Конго, Анголу. А увеличению продаж машиностроительной продукции в Россию способствует глубокая производственная кооперация, которая позволяет снять ограничения по взаимной торговле. Всего же продукция поставлялась в 91 страну. Рост экспорта во многом и позволил предприятиям за полгода сработать с чистой прибылью — 105 млн рублей, причем положительная динамика есть по всем направлениям техники.

Чтобы и дальше идти в ногу со временем, сейчас формируется программа по развитию электротранспорта. Это непростая, многогранная тема, к которой планируется подключить около десяти министерств и ведомств. Ведь в контексте легковых электромобилей речь идет о создании буквально с нуля целой научной школы и нового производства, что означает подготовку кадров, формирование законодательной базы, разработку преференций и многое другое. Но именно способность решать такие задачи лучше всего и демонстрирует потенциал страны.

vasilishina@sb.by

Версия для печати
Петр,пенсионер
Главная наша проблема в машиностроении - это качество,качество и ещё раз качество.Будет качество на уровне современных требований,будет и рост экспорта. Но что то  не слышно от науки и производителей,что делается у нас в этом направлении.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости