Свои и чужие в будничном интерьере

Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы очерчивают для Гомельщины приоритет - ".
Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы очерчивают для Гомельщины приоритет - "...развитие объектов жизнеобеспечения населения в пострадавших районах, повышении обеспеченности необходимыми кадрами".

Задача архиважная. Тем более что ситуация, о которой рассказывает корреспондент "СБ", не является сегодня по своей сути чрезвычайной или уникальной. Она - одна из обыденных примет нашего времени. Но во многом объясняет, почему молодые специалисты не хотят сегодня оставаться в деревне, тем более в загрязненных районах.

* * *

Для начала попробуем представить в рамках простых житейских понятий, без ссылок на государственную необходимость, что может привлечь юношу или девушку из чистого региона остаться на постоянное место жительство где-нибудь под Брагином или Хойниками. Молодость легка на подъем, жадна на впечатления. Так что три года отработки по обязательному распределению стали бы для многих своеобразной пробой на самостоятельность. При условии, конечно, что ежемесячный заработок позволял бы быть самостоятельным и мог обеспечить некоторые дополнительные блага. Иными словами, будь в чернобыльском регионе "спецзарплата", отличающаяся от среднереспубликанской на порядок, привлекательности здесь появилось бы куда больше.

Другое немаловажное условие - отдельное благоустроенное жилье. Спрашивается, кто останется в незнакомых местах, чтобы затем десятилетиями скитаться по арендуемым квартирам или вечно ютиться в общежитии?

И, наконец, третий важнейший фактор - коллектив. Без нормального круга общения молодой человек чувствует себя изолированным. Ему, естественно, хочется вращаться среди ровесников. А если в деревне только пенсионеры и женатые люди после 45 лет? Естественное желание - поскорее вернуться туда, где остались друзья и одноклассники...

Вместе с тем мы понимаем, что выполнение всех этих условий сегодня сложно. Поэтому, что греха таить, распределение в загрязненные городки и деревни Гомельской области среди выпускников республиканских вузов равносильно неудаче. В то же время местные школьники из сельских школ по причине слабой подготовки поступают в учебные заведения редко. А ведь именно они вернулись бы в родные края - Хойникский или Наровлянский районы с большей охотой.

...Два года назад в Хойникский райсельхозпрод приехали работать радиологами две девушки из Могилевской области - Вера и Лена (свои настоящие имена они просили корреспондента не называть - им еще в этих местах жить и работать...). Специалисты данного профиля в Хойниках более чем необходимы. Именно они проверяют зерно и молоко в хозяйствах района на содержание радионуклидов, проводят необходимые исследования в поле, на фермах и в лаборатории. Как показало время, девушки справлялись со своей работой добросовестно и нареканий у начальства не имели. Одна беда - в Хойниках им не предоставили жилье.

Хороший новый домик для девчат нашелся в пригородной деревне. Он был построен на средства Комчернобыля для специалистов сельского хозяйства, а Лена и Вера с полным правом подходили под это определение.

Спустя месяц директор местного совхоза с согласия девчат подселил в третью комнату Геннадия, инвалида, тоже молодого специалиста, прибывшего в хозяйство по распределению. Так домик превратился в коммунальную квартиру, населенную людьми, совершенно разными по бытовому укладу.

Когда же в совхозе появился еще один молодой специалист (тоже мужского пола), директор подселил его в комнату... к одной из девчат - столь неоднозначно соблюдая права инвалида Геннадия. Приезжий паренек-новосел сам осознал нелепость положения и из деревни вскоре уехал.

Тут отметим, что директору совхоза Вера и Лена - как бельмо на глазу. В хозяйстве не работают, видимой пользы от них в деревне никакой, грядки не сажают, вечерами бездельничают, с ухажерами прогуливаются. А какие уж они специалисты - откуда ему знать? Но домик-то занимают! По слухам, Лена замуж собирается. А куда Веру и Гену размещать? Куда приглашать других специалистов, которых в хозяйстве остро не хватает?

Эта заурядная история взаимоотношений трех сторон - городских девчонок, сельского паренька и директора совхоза - в конечном итоге, ни много ни мало, а долетела до Гомельского облисполкома. В деревню приехала разбираться комиссия. Но и она развела руками - каждая сторона по-своему права.

Хойникский райсельхозпрод не заинтересован, чтобы права девчат ущемлялись. Вдруг обидятся и уедут? А новых найти на мизерную зарплату сложно. Директор совхоза не хочет потерять Гену - тоже ведь проблема с кадрами. А новый домик построить не может - дорого.

Этот заурядный факт вырос до масштаба областного лишь по одной причине - из-за недостаточного финансирования чернобыльских регионов.

После этого невольно напрашивается вопрос - в какой степени нашему государству нужны молодые специалисты в радиоактивных регионах, куда распределяют выпускников техникумов и вузов? Где им жить? Захотят ли они остаться здесь, чтобы в условиях экологически неблагоприятной обстановки еще воевать друг с другом за жилье?

Государственная программа реабилитации и развития пострадавших от аварии на ЧАЭС районов создана и, безусловно, очень нужна. Однако, чтобы она работала, ее следует соотносить с точкой зрения обычного человека и корректировать с этих позиций. Потому что чернобыльские регионы - красивая земля, которая заслуживает полноценной жизни, а не принудительного времяпрепровождения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter