Свои дроны ближе к делу

Мировая практика: беспилотники в воздушной разведке сегодня используют практически все спецподразделения. В Беларуси это направление также становится все более популярным. Надежность, безопасность, многофункциональность - основные требования к дронам, с которыми специалисты готовы пойти в "бой". Именно такие беспилотные авиационные комплексы с недавнего времени создают в Центре повышения квалификации руководящих работников и специалистов "Центр специальной подготовки", разрабатывая уникальную технику персонально для каждой силовой структуры, предприятия. Кстати, в ЦСП, пожалуй, одном из немногих в стране учреждений, силовики, специалисты разных сфер народного хозяйства и просто граждане могут получить рабочую специальность "Оператор беспилотного летательного аппарата".


Своевременное решение

Уникальная для Беларуси структура - Центр специальной подготовки, обучающий по разным направлениям прежде всего специалистов силовых структур, подготовкой операторов беспилотных летательных аппаратов занялся года три назад.

- Во всем мире пошла тенденция создавать при спецподразделениях подструктуру по беспилотной авиации. Ведь такой авиакомплекс - дополнительный инструмент для повышения эффективности работы, - рассказывает начальник ЦСП Андрей Красовский. - Если есть возможность оценить обстановку сверху, более объективно, почему этим не воспользоваться? Поэтому также и в Беларуси в различных подразделениях формируются штатные либо внештатные группы по беспилотной авиации.

Предметно ЦСП занялся беспилотниками в 2014 году, с обращением к нам иностранных сотрудников. Проект в целом был интересный. Мы обучали три спецподразделения из Нигерии по борьбе с терроризмом. Сейчас они успешно служат в своей стране. Мы полностью писали для них учебную программу и прочее, включили в нее подготовку по беспилотной авиации.

Собственно, это и стало отправной точкой для создания в центре сектора беспилотной авиации. Позже с просьбой подготовить операторов БЛА в ЦСП стали приходить и белорусские службы. К примеру, сотрудники спецподразделения по борьбе с терроризмом "Алмаз" МВД, Службы безопасности Президента, спецотряда быстрого реагирования внутренних войск и отрядов милиции особого назначения. Обращались также эксплуатанты дронов, физико-технический институт Национальной академии наук - один из основных разработчиков в стране беспилотных авиакомплексов гражданского назначения (он также выполняет заказы в интересах силовых структур и ему нужны были операторы для испытаний БЛА, полетов).

Определенная база по сверхлегкой авиации в центре имелась, а потому была возможность развивать еще одно схожее направление. Штат пополнился специалистами, до этого сотрудничавшими на договорной основе, и началась полномасштабная работа. Кстати, в ЦСП есть не только операторы БЛА, но и инструктора, которых в Беларуси не так-то много. Они, к слову, и прежде участвовали в разработке беспилотников (сегодня их используют Госпогранкомитет и Минобороны).


Пролетая над "гнездом" диверсантов

Конечно, есть некая общая база как при обучении операторов БЛА, так и разработке умных беспилотников, однако начинка техники для разных служб разная, отмечает начальник авиационного учебного центра ЦСП Евгений Король:

- Исходя из выполняемых спецподразделениями задач, складываются определенные требования к дронам: высота, скорость, время и дальность полета, масса БЛА, как должен управляться, что следует фиксировать камере и т.д. Все эти нюансы мы смогли учесть, разработав свои беспилотные авиационные комплексы БАК "Х-4", БАК "Х-8". Имея в штате сильных специалистов, профессионалов с огромным практическим опытом, мы можем предложить службам именно то, что им нужно. Или взять дрон, который мы собрали для такого крупного предприятия, как "Белэнерго". Ему требовалась техника для контроля работоспособности линий электропередачи: "робот" летит над ними, делает фотовидео и передает информацию оператору. Так и в других отраслях.

Наши БАК Х-4, Х-8 мы уже опробовали на тактико-специальных занятиях спецподразделений, в учениях, в том числе международных. К примеру, в совместных учениях внутренних войск, Сил спецопераций Беларуси и российских десантников на Чашникском полигоне. Операторам при помощи БЛА предстояло найти в определенном районе разведдиверсионные группы условных противников. Обнаружив РДГ, мы сообщаем их координаты, и на место выдвигается группа захвата. Также интересен был опыт проходивших в Бресте белорусско-российско-сербских учений "Славянское братство-2017", антитеррористической тренировки спецназа внутренних войск МВД Беларуси и Народной вооруженной полиции Китая "Единый щит-2017", когда на протяжении недели спецназовцы двух стран отрабатывали приемы и методы борьбы с терроризмом. А в конце октября ЦСП участвовал в отработке ряда задач на учениях ОДКБ в Казахстане. Полезны совместные с внутренними войсками МВД занятия по массовым мероприятиям, где мы с помощью дронов мониторили толпу.

Кроме того, наши операторы БЛА помогали искать пропавшего в Свислочском районе 10-летнего Максима Мархалюка. Просматривали с тепловизором с высоты местность, скрытую под плотными шапками лиственных деревьев, заболоченные, труднопроходимые места. До этого в Борисовском районе искали потерявшуюся бабушку.


В интересах национальной безопасности

Казалось бы, к чему столько хлопот? Заказал через интернет дрон и готово.

- Сегодня мало просто оснастить подразделения беспилотными авиационными комплексами, - замечает в нашей беседе начальник сектора беспилотных летательных аппаратов авиационного учебного центра ЦСП Владимир Павленко. - Допустим, против вас ведется разведка с помощью беспилотников - тогда нужна от них защита. В мире уже ведутся опытно-конструкторские работы по разработке аппаратуры по уничтожению, перехвату БЛА, постановке помех на различных каналах. Многие ведь из тех же китайских дронов, которые свободно продаются в интернет-магазинах, можно перехватить, даже имея под рукой айфон. А если где-то стоит сильный передатчик Wi-Fi, он глушит дрон - и техника буквально сходит с ума... Ни для кого не секрет, что при ведении боевых действий та же спутниковая система навигации NAVSTAR будет отключена и перейдет на другие частоты, и китайские "фантомы" летать не будут. При включении аппаратуры подавления радиоэлектронных средств такие беспилотные аппараты упадут либо "заблудятся" - в общем, не смогут решать задачи по предназначению.

Разработка своей системы вооружения - это прежде всего национальная безопасность. Если закупать, к примеру, радиостанции иностранного производства, кто даст гарантию, что они не будут прослушиваться? Из последних новостей: в государственных силовых структурах США запретили использовать китайские дроны. В СМИ также проходила информация о перехвате американских беспилотников Ираном. Иранцы использовали для этого специальные системы, которые, перехватив канал управления, приземляют БЛА там, где им нужно. Такого быть не должно, для использования в военных целях канал должен быть закрытым.

В беспилотных авиационных комплексах ЦСП, говорит собеседник, как раз таки защищенный канал управления. Кодированный сигнал перехватить, заглушить, сбить радиоэлектронными постановщиками помех очень сложно. Эти дроны - для военных, спецслужб. Возьмем самое простое: даже с низким зарядом батареи или потерей связи с пультом управления БАК-4,8 вернутся на базу на автопилоте. Разработчики постарались сделать комплексы максимально автоматизированными, для работы с ними достаточно одного специалиста. Они могут быть малозаметны. Безопасны и просты в ремонте: как говорится, отряхнулся и полетел дальше. Еще нюанс. Один из принципов ведения воздушной разведки - всепогодность. Беспилотники центра готовы работать даже при температуре до минус 40 градусов, в дождь и ветер до 15 метров в секунду.

...Бывая в ЦСП, каждый раз убеждаюсь, насколько это мобильная и современная организация. Правда, как бы ни старался начальник центра объяснить успехи учреждения высококлассными специалистами, все же главная заслуга в том прежде всего его. Ведь именно руководство видит перспективы развития, собирает вокруг себя профессионалов и создает условия для эффективной работы.

В ТЕМУ

КАК СТАТЬ ОПЕРАТОРОМ?

Сегодня особое внимание в Беларуси уделяется урегулированию вопросов применения и использования беспилотных летательных аппаратов в гражданской авиации. Разрабатываются технические нормативно-правовые акты авиационных правил организации и выполнения полетов гражданских БЛА. Начальник авиационного учебного центра ЦСП Евгений Король уточнил: "У большинства эксплуатантов БЛА в нашей стране нет разрешения на управление ими, а, следовательно, это нарушение. Однако гражданских людей, которые хотят заниматься беспилотниками в личных целях, этому нужно учить.

Начнем с того, что профессия оператора беспилотных летательных аппаратов есть в классификаторе с 2012 года, и получить ее можно у нас. Курс ЦСП как раз и рассчитан на тех, кто хочет безопасно и законно эксплуатировать таких роботов. Исходя из указанных в классификаторе требований, специалисты центра составили учебно-программную документацию, согласовали ее с Республиканским институтом последипломного образования, Минобразования. После обучения (160 часов) курсанты сдают экзамен, и мы присваиваем им рабочую специальность. Если конкретнее, то ЦСП выдает свидетельство о прохождении профессионального обучения, которое дает право занимать должность оператора БЛА и управлять зарегистрированным в государственном реестре беспилотником".

УШЛИ ПОД ВОДУ И В ДЫМ

Среди разработок ЦСП - система автоматического управления для транспортных беспилотников большой грузоподъемностью (массой для 250 кг), беспилотное надводное средство (к примеру, для забора образцов зараженности водоема, почвы, доставки по воде аппаратуры разведки), роботы для химической и радиоактивной разведки, роботы-минеры и т.д. Наземный робот-разведчик эффективен и в темноте, спокойно поднимается по лестнице, его можно забрасывать в окна (он не боится падения с высоты). На этот современный "терминатор" можно монтировать руку-манипулятор, пистолет, взрывное изделие, видеокамеру - все что угодно.

СИМБИОЗ БЕСПИЛОТНИКА И АВИАБОМБЫ

Разработчики Центра спецподготовки также делают дроны, которые могут наносить удары с помощью авиационных средств поражения. Речь о так называемых барражирующих боеприпасах (управляемом оружии), получивших в последнее время в мире стремительное развитие. Кстати, первые попытки создания подобного высокоточного авиационного средства поражения, способного длительное время находиться в воздухе в режиме ожидания и при необходимости оперативно атаковать цель, были предприняты еще в конце 1970-х. Тогда речь шла о разработке и принятии на вооружение так называемых беспокоящих беспилотников. Среди наиболее известных - проект компании MBB, недолгое время изучавшей возможность создания противотанкового варианта своего БЛА Toucan; совместный американо-германский проект ударного БЛА Locust и проект противорадиолокационного БЛА YCQM-121 A Pave Tiger, переименованного в BRAVE 200 - от Boeing Robotic Air Vehicle. Хотя в большинстве своем ввиду недостаточной степени развития авиационных и оружейных технологий эти попытки заканчивались безрезультатно, не оправдывали ожидания военных заказчиков в надежности и эффективности боевого применения. Первым более или менее успешным образцом барражирующего боеприпаса считается Harpy. Создан в 1980-е израильской компанией для подавления средств противовоздушной обороны противника.

Фото ЦСП и Виталия ПИВОВАРЧИКА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter