
Своевременное решение
Уникальная для Беларуси структура - Центр специальной подготовки, обучающий по разным направлениям прежде всего специалистов силовых структур, подготовкой операторов беспилотных летательных аппаратов занялся года три назад.

Предметно ЦСП занялся беспилотниками в 2014 году, с обращением к нам иностранных сотрудников. Проект в целом был интересный. Мы обучали три спецподразделения из Нигерии по борьбе с терроризмом. Сейчас они успешно служат в своей стране. Мы полностью писали для них учебную программу и прочее, включили в нее подготовку по беспилотной авиации.
Читайте также
Определенная база по сверхлегкой авиации в центре имелась, а потому была возможность развивать еще одно схожее направление. Штат пополнился специалистами, до этого сотрудничавшими на договорной основе, и началась полномасштабная работа. Кстати, в ЦСП есть не только операторы БЛА, но и инструктора, которых в Беларуси не так-то много. Они, к слову, и прежде участвовали в разработке беспилотников (сегодня их используют Госпогранкомитет и Минобороны).

Пролетая над "гнездом" диверсантов
Конечно, есть некая общая база как при обучении операторов БЛА, так и разработке умных беспилотников, однако начинка техники для разных служб разная, отмечает начальник авиационного учебного центра ЦСП Евгений Король:

Наши БАК Х-4, Х-8 мы уже опробовали на тактико-специальных занятиях спецподразделений, в учениях, в том числе международных. К примеру, в совместных учениях внутренних войск, Сил спецопераций Беларуси и российских десантников на Чашникском полигоне. Операторам при помощи БЛА предстояло найти в определенном районе разведдиверсионные группы условных противников. Обнаружив РДГ, мы сообщаем их координаты, и на место выдвигается группа захвата. Также интересен был опыт проходивших в Бресте белорусско-российско-сербских учений "Славянское братство-2017", антитеррористической тренировки спецназа внутренних войск МВД Беларуси и Народной вооруженной полиции Китая "Единый щит-2017", когда на протяжении недели спецназовцы двух стран отрабатывали приемы и методы борьбы с терроризмом. А в конце октября ЦСП участвовал в отработке ряда задач на учениях ОДКБ в Казахстане. Полезны совместные с внутренними войсками МВД занятия по массовым мероприятиям, где мы с помощью дронов мониторили толпу.
Кроме того, наши операторы БЛА помогали искать пропавшего в Свислочском районе 10-летнего Максима Мархалюка. Просматривали с тепловизором с высоты местность, скрытую под плотными шапками лиственных деревьев, заболоченные, труднопроходимые места. До этого в Борисовском районе искали потерявшуюся бабушку.

В интересах национальной безопасности
Казалось бы, к чему столько хлопот? Заказал через интернет дрон и готово.

Разработка своей системы вооружения - это прежде всего национальная безопасность. Если закупать, к примеру, радиостанции иностранного производства, кто даст гарантию, что они не будут прослушиваться? Из последних новостей: в государственных силовых структурах США запретили использовать китайские дроны. В СМИ также проходила информация о перехвате американских беспилотников Ираном. Иранцы использовали для этого специальные системы, которые, перехватив канал управления, приземляют БЛА там, где им нужно. Такого быть не должно, для использования в военных целях канал должен быть закрытым.
В беспилотных авиационных комплексах ЦСП, говорит собеседник, как раз таки защищенный канал управления. Кодированный сигнал перехватить, заглушить, сбить радиоэлектронными постановщиками помех очень сложно. Эти дроны - для военных, спецслужб. Возьмем самое простое: даже с низким зарядом батареи или потерей связи с пультом управления БАК-4,8 вернутся на базу на автопилоте. Разработчики постарались сделать комплексы максимально автоматизированными, для работы с ними достаточно одного специалиста. Они могут быть малозаметны. Безопасны и просты в ремонте: как говорится, отряхнулся и полетел дальше. Еще нюанс. Один из принципов ведения воздушной разведки - всепогодность. Беспилотники центра готовы работать даже при температуре до минус 40 градусов, в дождь и ветер до 15 метров в секунду.
...Бывая в ЦСП, каждый раз убеждаюсь, насколько это мобильная и современная организация. Правда, как бы ни старался начальник центра объяснить успехи учреждения высококлассными специалистами, все же главная заслуга в том прежде всего его. Ведь именно руководство видит перспективы развития, собирает вокруг себя профессионалов и создает условия для эффективной работы.
В ТЕМУ
КАК СТАТЬ ОПЕРАТОРОМ?
Сегодня особое внимание в Беларуси уделяется урегулированию вопросов применения и использования беспилотных летательных аппаратов в гражданской авиации. Разрабатываются технические нормативно-правовые акты авиационных правил организации и выполнения полетов гражданских БЛА. Начальник авиационного учебного центра ЦСП Евгений Король уточнил: "У большинства эксплуатантов БЛА в нашей стране нет разрешения на управление ими, а, следовательно, это нарушение. Однако гражданских людей, которые хотят заниматься беспилотниками в личных целях, этому нужно учить.
Начнем с того, что профессия оператора беспилотных летательных аппаратов есть в классификаторе с 2012 года, и получить ее можно у нас. Курс ЦСП как раз и рассчитан на тех, кто хочет безопасно и законно эксплуатировать таких роботов. Исходя из указанных в классификаторе требований, специалисты центра составили учебно-программную документацию, согласовали ее с Республиканским институтом последипломного образования, Минобразования. После обучения (160 часов) курсанты сдают экзамен, и мы присваиваем им рабочую специальность. Если конкретнее, то ЦСП выдает свидетельство о прохождении профессионального обучения, которое дает право занимать должность оператора БЛА и управлять зарегистрированным в государственном реестре беспилотником".
УШЛИ ПОД ВОДУ И В ДЫМ

СИМБИОЗ БЕСПИЛОТНИКА И АВИАБОМБЫ
Разработчики Центра спецподготовки также делают дроны, которые могут наносить удары с помощью авиационных средств поражения. Речь о так называемых барражирующих боеприпасах (управляемом оружии), получивших в последнее время в мире стремительное развитие. Кстати, первые попытки создания подобного высокоточного авиационного средства поражения, способного длительное время находиться в воздухе в режиме ожидания и при необходимости оперативно атаковать цель, были предприняты еще в конце 1970-х. Тогда речь шла о разработке и принятии на вооружение так называемых беспокоящих беспилотников. Среди наиболее известных - проект компании MBB, недолгое время изучавшей возможность создания противотанкового варианта своего БЛА Toucan; совместный американо-германский проект ударного БЛА Locust и проект противорадиолокационного БЛА YCQM-121 A Pave Tiger, переименованного в BRAVE 200 - от Boeing Robotic Air Vehicle. Хотя в большинстве своем ввиду недостаточной степени развития авиационных и оружейных технологий эти попытки заканчивались безрезультатно, не оправдывали ожидания военных заказчиков в надежности и эффективности боевого применения. Первым более или менее успешным образцом барражирующего боеприпаса считается Harpy. Создан в 1980-е израильской компанией для подавления средств противовоздушной обороны противника.
Фото ЦСП и Виталия ПИВОВАРЧИКА.