Свое в приоритете

В условиях сворачивания процессов глобализма на смену корпоративному должен приходить национальный экономический патриотизм

В экономике патриотизм не последний фактор стабильности и развития. И кроме числовых, макроэкономических показателей, их анализа, имеет место и присутствие веры. В экономическую политику страны, в национальную валюту и финансовую систему, промышленность… Другой вопрос, что в глобальной экономической действительности трансформировались и понятия патриотизма. Частично они переносились из национального в корпоративный сегмент. И если работаешь в какой-то транснацио­нальной корпорации, то должен разделять ее ценности. Ну и служить на компанию верой, правдой и безо всяких сомнений. В новой реальности вместе с санкциями и развалом глобальных цепочек пора задуматься о возрождении экономического патриотизма. В широком понимании этого слова.


Вроде бы не очень заметно, но транснациональные корпорации с точки зрения экономического патриотизма, его формирования и продвижения весьма преуспели. Во многих (если не во всех) крупных компаниях действуют свои сложные кодексы. И попробуй их нарушь! Нарвешься на большой дисциплинарный скандал, а то и на бирже труда окажешься. Отдельные позиции касаются неких отвлеченных моральных ценностей. Например, трепетное и даже чрезмерное отношение к гендерному равенству. Попробуй назвать сотрудницу милым созданием — могут обвинить в сексизме, гендерной дискриминации и еще бог знает каких прегрешениях.

Понятно, что когда штаб-квартира белорусской «дочки» находится где-нибудь в Атланте, Женеве или Дюссельдорфе, то приходится внедрять у себя западные заморочки. А США — страна юристов. И всем им надо кушать. Поэтому и стараются наброситься по любому поводу на крупную и богатую компанию. И толерантность или то же гендерное равенство являются одними из самых юридически опасных поводов. Или сексизм. В интернете можно найти много разных комичных разбирательств, когда девушки сначала приходят на работу в одежде с до безобразия глубоким декольте, а потом устраивают скандалы из-за того, что коллеги упираются взглядом в полуобнаженную грудь. Бред полный. Но по этим правилам в той или иной степени живет весь западный бизнес. И, соответственно, экспортирует в другие страны свои корпоративные мотивы.

Впрочем, еще жестче подходят к принципам корпоративного патриотизма. Много чего нельзя. Многое под самым строгим запретом. Нельзя критиковать свое начальство. Нельзя ставить под сомнение качество продукции компании. Нельзя даже (встречаются и такие правила) появляться в публичных местах с продукцией конкурентов. И не дай бог ее похвалить, скажем, на своей страничке в социальных сетях.

И такие жесткие подходы если иной раз и вызывают недоумение, улыбку или непонимание, то не являются источником отторжения. Впрочем, логика-то выражена древней народной пословицей: каждый кулик свое болото хвалит. А если не хочет делать самостоятельный выбор, то его подсказывают.

На самом деле у меня тоже нет возмущения по поводу существования неких корпоративных «кодексов чести». Если, конечно, они не противоречат национальному законодательству. Другой вопрос, что глобальный рынок сырья, товаров, инвестиций, технологий, капитала заканчивается. И навряд ли в ближайшей перспективе международное сотрудничество возобновится в былых объемах и режимах. И если раньше было логично, а иногда и необходимо, подчиняться неким принципам для выхода на те же западные рынки, то сегодня стоит ребром вопрос о формировании национального экономического патриотизма. Причем в самом широком понимании этого слова. И в части формирования потребительской корзины — выбирать отечественные бренды. И с точки зрения рынка труда, чтобы отдавать предпочтение все-таки национальным компаниям. Даже если за границей и платят несколько больше. И еще по многим-многим другим направлениям. Былая мантра свободной конкуренции свободного же рынка осталась в прошлом. Возможно, какая-нибудь деталь или сырье иностранного производства и чуть-чуть дешевле, и несколько лучше. Но сегодня есть доступ к импорту, а завтра — сложный вопрос. Слишком много рисков существует. Не только, кстати, санкционных. Есть еще эпидемиологические форс-мажоры (один из них пережили в 2020 году), логистические и разные другие. В последние 2 — 3 года нередко возникали сложности из-за элементарного дефицита на мировых рынках той или иной продукции. И каждая страна старалась в первую очередь обеспечить собственные нужды. Потом — самых близких партнеров. Словом, объективная картина сегодня складывается в пользу экономического патриотизма.

Проблема на самом деле несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Глобальные цепочки создавались десятилетиями и враз рухнуть не могут. Поэтому нередко в той или иной степени значимые коммерческие интересы у немалого числа компаний и отдельных работников лежат в глобальной плоскости. Достаточно часто встречается история, когда белорус работает на иностранную «дочку» или белорусский субъект хозяйствования, который по своей бизнес-модели заточен на иностранное сырье или зарубежные рынки сбыта. Соответственно, и благосостояние таких компаний и их сотрудников зависит не столько от белорусских макроэкономических показателей, сколько от процессов на внешних контурах. Яркий тому пример — IT-сектор.

Хотя немало есть фирм и в других отраслях, тесно связанных с зарубежьем. Впрочем, это не значит, что в таких компаниях не могут работать патриоты. Но факт постглобалистских тенденций надо учитывать. И в целом логично стараться более подробно и убедительно объяснять изменившуюся парадигму мировых экономических тенденций. И если раньше при выборе, например, велосипеда все смотрели на цену, качество, функционал, не очень обращая внимание на страну-производителя, то сегодня стоит уже подумать: а будут ли у импортной модели при всех ее преимуществах запасные части, будет ли производитель обеспечивать обслуживание своей продукции? Или насколько иностранный работодатель будет соблюдать свои социальные обязательства по отношению к иностранным работникам. Или… Этих «или» очень много. И очевидно, что любое государство защищает в первую очередь своих граждан, производителей и другие экономические интересы. Они раньше в значительной степени размывались глобальными принципами в экономике. Но сегодня эти тенденции будут все чаще и ярче проявляться во всех регионах планеты. Поэтому главная надежда — на свою страну.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter