Свое в приоритете

В импортозамещении необходимо ориентироваться на продукцию, локализация которой максимально возможна с сырьевой и технологической точек зрения

В импортозамещении у Беларуси опыт почти фундаментальный. Без малого лет 20 разные программы реализовывались по этому вектору. Признаем, с разной долей успеха. Он, несомненно, очень полезен. Как с практической, так и с исследовательской точек зрения. Другое дело, что сегодня нам от «импортозамещения» приходится переходить к «импортонезависимости». А это совершенно разные процессы. Необходимость производить тот или иной товар на своей территории обусловлена не только экономическими факторами, но и превращается в вопрос стратегический. В том числе и в рамках экономической безопасности. С этой позиции необходимо к нему и подходить. Чтобы замещающие производства выпускали не только аналоги иностранных изделий (желательно более функциональных и дешевых), но и являлись устойчивыми исходя из всех существующих рисков коммерческого общения с внешним миром.

Деревообработка: пример, когда продукция может быть практически на 100 процентов локализована.
 
Если даже поверхностно оценить влияние санкций на различные отрасли и компании, окажется, что немало проблем возникло именно у производств, которые некогда числились в списке импортозамещающих. Они таковыми и были, но от зарубежных поставок зависели принципиально. В условиях рестрикций иногда проще, выгоднее и стабильнее доступ на рынки готовой продукции, чем сырья, комплектующих и оборудования для ее производства в Беларуси. И таких рисков следует стратегически избегать. 

Будем откровенны: на реализацию принципов импортозамещения на различных этапах развития экономики возлагались несколько разные функции. И создание новых рабочих мест, и экономия валюты, и наращивание экспорта. Потом был период, когда через импортозамещающие производства стремились привлечь в страну инвесторов и новые технологии. Эти подходы некорректно считать ошибочными. В каждый исторический момент перед экономикой стояли свои задачи. 

Тем не менее надо признать: в Беларуси появилось немало импортозамещающих, неплохих и полезных производств, но принципиально зависящих от иностранных поставщиков. Наиболее ярким примером являются дочки или лицензиаты транснациональных корпораций. Скажем, по производству тех же строительных смесей и некоторых других строительных материалов. В первом случае белорусский цемент и песок смешивают с минеральными добавками. Последние — высокотехнологичный продукт современной химической промышленности. В смеси их доля составляет всего несколько процентов. Но по стоимости — значительно больше. И добавки сейчас в значительной степени определяют свойства строительных материалов. Так вот иностранные инвесторы по разным причинам эти производства на нашей территории не организовывали, а закупали эту продукцию у европейских компаний. Как и технологию в целом и оборудование. Плюс продукцию выпускали под международными торговыми марками. 

Не будем отрицать: в мире глобализации стратегия вполне оправданная. Хотя бы часть добавленной стоимости оставалась в Беларуси (хотя и основная ее доля оставалась в странах-поставщиках). В ряде случаев эти производства поставляли свою продукцию на экспорт. Некоторые — даже в Восточную Европу: поставки из Беларуси были выгодны транснациональным корпорациям по логистике. 

Другой вопрос, что некоторые эксперты называли такие компании не производственными, а маркетинговыми. Смешивание ингредиентов сложно назвать высокотехнологичным производством. Но оно приближает продукцию под импортными брендами к рынкам сбыта. В результате продукция была импортозамещающей, а компания — зависимой от импорта. 

Когда весной грянул рестрикционный гром, некоторые попытались перейти на альтернативные поставки сырья. Но дьявол-то кроется в том, что импортная технология зачастую заточена под определенных поставщиков. И изменить рецептуру под новые ингредиенты — отдельная интересная задача, для решения которой в таких компаниях далеко не всегда имеются в наличии компетенции. 

Сегодня, несомненно, надо не просто замещать импорт, а смотреть на проекты с точки зрения рисков. Несомненно, все в стране производить невозможно. И этого не делает ни одно государство. Ни маленькие, ни даже большие. Но импорт импорту рознь. Как показал наш опыт жизни под рестрикциями, некоторые позиции не проблема закупить, даже под санкциями. В мире много производителей, как западных лицензиатов, так и независимых. Они разбросаны по всему миру. Отследить движение такой продукции на международных рынках если и возможно, то очень дорого и сложно. Поэтому какого бы мнения ни придерживались США, ЕС и их союзники, всегда найдется поставщик из дружественной страны. 

С другими комплектующими дело обстоит сложнее. Рынок более узок, значительно подвержен влиянию западных государств независимо от географического расположения. Например, та же микроэлектроника. По большому счету многие микросхемы можно купить: по параллельному импорту, по неформальному импорту и другим каналам поставок. Другой вопрос — цена. Не вполне легальные поставки могут быть кратно и даже на порядок дороже. Если говорить про массовое производство, цена комплектующих может разрушить всю экономику производства. Некоторые сырье и комплектующие вообще практически невозможно приобрести. Хотя справедливости ради надо отметить, что эти позиции, как правило, относятся к сфере военно-промышленной индустрии. Но там работают несколько другие экономические принципы. 

И сегодня, несомненно, придется учитывать не только экономические показатели производства, но и риски от импортной зависимости. Не исключаю, что иной раз более надежно приобретать готовую продукцию, чем покупать массу импортного оборудования и сырья для его производства в Беларуси. Естественно, насколько это возможно, целесообразно ориентироваться на собственное сырье. Но самое главное — развивать технологические компетенции. Именно они позволяют делать производства гибкими. Даже если использовать импортные станки и те или иные комплектующие. Те же машиностроительные (и некоторые другие) предприятия именно за счет своих технологий смогли оперативно нейтрализовать санкционный эффект. И опыт первого года фрагментации мировой экономики требует анализа. Как оперативного, для решения задач сегодняшнего дня, так и со стратегической точки зрения, чтобы быстро, в режиме реального времени перелицовывать подходы к импортозамещению, трансформируя их в стратегию импортонезависимости. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter