Свое пиво и чужая пена

В мире варят 13 миллиардов 440 миллионов дал пива в год. В последние годы белорусское государство сделало немало для пивоваров. И есть что поддерживать – «Лидское», «Оливария», «Крынiца», пиво из Речицы, Полоцка и Бреста… Во-первых, это наши марки, во-вторых, пивоварение – одна из исторических традиций белорусской экономики.
Для богатого и для бедного. Пиво в Беларуси варят 30 предприятий, 14 из них – специализированные пивзаводы, причем более 42 процентов нашего пива варят «Крынiца» и «Оливария». Суммарные мощности отрасли — 31,1 миллиона декалитров (дал) в год. Однако в 2003 году их загрузили на две трети, хотя производство и выросло на 2,5 процента по сравнению с 2002 годом, до 20,6 миллиона дал. По «Белгоспищепрому» прирост на 7,8 процента, уточнил начальник управления этого концерна Виктор Клыпа. С декабря 2002 года действует принятая правительством программа развития отрасли. Главная задача – техническое перевооружение заводов и удвоение выпуска пива к 2006 году. Пока с ростом на 8,9 миллиона дал удвоились мощности «Крынiцы». По словам начальника отдела маркетинга «Крынiцы» Владимира Борисевича, в этом году предстоит выйти на 12 миллионов дал. На модернизацию затратили около 33 миллионов долларов, основные средства вложил «Приорбанк», получивший в управление государственную долю акций. Снята проблема, которая наслаивалась, как шапка пены в пивной кружке: за счет кредита в декабре расплатились с «Балтикой» за оборудование на 10,8 миллиона долларов. «Оливария» прибавила 762 тысячи дал мощности, вложив около 4 миллиардов рублей в оборудование для варки пива. Столько же вложено в «Речицапиво». В Лиде к апрелю-маю начнет работать новое импортное оборудование. Идет работа на заводах в Полоцке, Молодечно, Бресте. Освоены новые сорта высокого качества, которые уже не позволяют обвинять белорусское пиво: оно, мол, для небогатого и неразборчивого покупателя. Наконец-то зарегистрировано ЗАО «Белорусская пивоваренная компания». Его учредители — ОАО «Пивзавод «Дедново» в Бобруйске и американская компания «Detroit-Belarus Brewing Company LLC» (владеет в России «Ассоциацией пивоварен Ивана Таранова», где варят «ПИТ», «Доктор Дизель» и др.). У фирмы из США контрольный пакет акций, она погасила большую часть долгов «Деднова». Намеченная реконструкция увеличит мощность завода до 10 миллионов дал в год. Перспектива — рост до 20 миллионов дал. Словом, в отрасль пошли деньги. Но их еще недостаточно. Вся программа обновления оценивается в 111,5 миллиона долларов, а за 2003 год удалось выйти на 35 миллионов долларов. В феврале «Белгоспищепром» еще провел тендер на закупку ячменя под потребность пивзаводов до нового урожая (зерно купили в Литве). Но на этот год принят план госзакупок 150 тысяч тонн пивоваренного ячменя, и по решению Президента страны после 1 августа от его импорта откажутся. Тонна солода из белорусского ячменя обходится в 300—350 долларов, при цене импортного до 600 долларов. Вопрос в качестве и количестве, которые должны обеспечить 539 отобранных хозяйств. «Обеспечат ли?» — тревожатся пивовары. Ведь в 2003 году при задании 70 тысяч заготовили 19 тысяч тонн. Как полагает начальник управления земледелия Минсельхозпрода Виктор Корнев, пора переломить ситуацию за счет прямых договоров и более жесткого контроля за технологией и качеством со стороны заготовителей. И выбор не урезать, и «серый» импорт пресечь Российское пиво на нашем рынке остается, так же, как и украинское. Другой вопрос, по каким ценам и по каким схемам оно поставляется. Постановление Совмина от 19 февраля 2003 года № 208 об упорядочении ввоза и реализации пива из стран Таможенного союза сыграло свою роль. Его импорт за 10 месяцев 2003 года, по официальной статистике, упал на две трети. Вместе с тем специалисты полагают, что каждый третий литр пива, продаваемый в розницу в Беларуси, – из неучтенного импорта. Никто не хочет лишить покупателей выбора. Но импортного пива повсюду немало, а белорусское — в лучшем случае одного-двух крупных заводов. В январе 2004 года Белгоспищепром вновь напомнил о «сером» импорте всем, включая госконтроль, и предложил проверить всю торговлю в городах. Дело в том, что импортным пивом можно торговать по установленным правилам. Ввозимый товар должен проходить через склады временного хранения, его надо регистрировать и затем продавать по товарно-транспортным накладным с маркировкой контрольными знаками. Между тем только милиция за 10 месяцев 2003 года изъяла 55,7 тысячи дал нелегально ввезенного пива на 396 миллионов рублей. Налоговые органы по решению судов конфисковали пива на 116,7 миллиона рублей. Это, конечно, видимая часть айсберга. «Такие факты показывают, что наша постановка вопроса верна», — считает Виктор Клыпа. «Главное, конечно, защита рынка, – согласен генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Владимир Юфа. – Не раз предлагали: нужен единый подход при реализации пива и в организованной торговле, и в торговых точках малого бизнеса». Да, главный конкурент не тот импорт, что в магазине, а тот, что на рынке (там меньше затраты и ниже налогообложение). Были и радикальные предложения — запретить сбыт подакцизной продукции в «неорганизованной торговле». Но это вряд ли разумно: потеряются налоговые отчисления и рабочие места, беднее станет рынок. А ведь частник и белорусским пивом тоже торгует. Меньшее зло? Потребление пива в Беларуси сегодня на уровне до 27 литров на душу населения в год. Белорусская ассоциация пивоваров, которую возглавляет Владимир Юфа, стремится ставить отраслевые проблемы перед правительством. Правда, как считают в «Белгоспищепроме», нужны более глубокие экономические обоснования. Надо учиться пить пиво и виноградное вино, заменяя ими крепкий алкоголь, полагает Виктор Клыпа. Пивовары согласны, но спрашивают: почему так называемое плодовое вино дешевле? Не пора ли сокращать его выпуск? Для наших мест пиво — напиток традиционный, в отличие от водки, для организма соотечественников это явно меньшее зло, чем крепкое спиртное или «чернила». Кстати, за 2003 год водки в Беларуси произвели на 9 процентов меньше.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter