Свое и чужое

Экономические парадоксы в ценовом выражении

Экономические парадоксы в ценовом выражении


В Послании народу и Парламенту Президент призвал директоров и отраслевых чиновников не «плакаться» по поводу снижения цен, а работать в духе требований времени — снижать издержки, повышать эффективность производства. Очевидно, что тема цен остро волнует общество. Особенно сейчас.


В кризисные времена покупатель становится экономным. Остерегается лезть в кредиты, список покупок сокращает до необходимого, придирчиво изучает ценники. В рыночной экономике производитель и продавец реагируют так: максимально урезают издержки и снижают цены. Понимая, что денег на руках у населения стало меньше, промышленность и торговля борются за падающий спрос с помощью масштабных акций и скидок. Взять, например, рынок бытовой техники соседней Польши. В отличие от продуктов питания микроволновая печь, утюг или фен — это не товары первой необходимости. Но как не купить и то, и другое, и третье, когда в варшавском Tesco утюг с отпаривателем продается за 22,5 злотого (18.800 белорусских рублей по курсу Нацбанка), фен «Филипс» за 39,9 злотого (33.400 рублей), микроволновая печь за 94,95 злотого (79.500 рублей)?


Почему таких цен нет ни в одном из минских, брестских или гомельских магазинов? Почему те же изделия нашего «Горизонта» стоят в несколько раз дороже? Я задал этот простой вопрос гендиректору завода Юрию Предко. Он предположил: «Возможно, в польских магазинах распродаются остатки продукции компаний–банкротов. Если так, то понятно, почему цены такие низкие».


Что ж, и такой вариант нельзя исключить. Праздник для покупателя за счет финансового краха производителя? Лично мне бы не хотелось, чтобы подобное произошло с «Горизонтом». И за это я как покупатель готов платить соответствующую цену. Но! Все аргументы в пользу высоких цен на нашем рынке рушатся как карточный домик, стоит только изучить, сколько стоит белорусская продукция в стране и за рубежом.


Почувствуйте разницу


Российский интернет–магазин ecity.com является крупным продавцом телевизоров «Горизонт». Посмотрим, какие цены предлагаются покупателям.


Бюджетный телевизор 21A20 продается в пересчете на белорусские рубли всего за 278 тысяч. Теперь заглянем в белорусский магазин shop–horizont.by. Та же модель 21A20 стоит 379 тысяч рублей.


Продолжим сравнения. «Горизонт 21AF22» в Москве можно купить за 310 тысяч белорусских рублей. В Минске в фирменном магазине «Горизонта» этот же телевизор продается в полтора раза дороже — за 460 тысяч.


«Горизонт 21AF42» вам продадут на ecity.ru за 324 тысячи. В минском ЦУМе этот же телевизор стоит 473 тысячи.


«Горизонт 29CF57S» в Москве можно приобрести за 506 тысяч. А в ЦУМе он стоит 938 тысяч рублей. Почти в два раза дороже!


Примеры можно продолжать. Закономерность не изменится.


Похожая ситуация и с техникой «Атланта». Стиральную машину или холодильник в московском интернет–магазине или гипермаркете можно купить на 100 — 300 тысяч дешевле, чем в минском ЦУМе или частных магазинах бытовой техники.


Популярную модель стиральной машинки «Атлант 50С82» можно приобрести в России (магазин бытовой техники morozilnik.ru) за 689 тысяч рублей. Эта же машинка в ЦУМе стоит 838 тысяч. А в «Умных вещах», обещающих «неприлично короткие цены», 951 тысячу рублей.


Возьмем другую модель — 45У82–000. Цена в Москве: 787 тысяч. В минском ЦУМе: 902 тысячи. В «Умных вещах» — 1 млн. 23 тысячи рублей.


Цены на холодильники отличаются не так существенно, но и здесь можно найти разницу не в пользу белорусского покупателя.


Двухкамерный минский холодильник–морозильник XM5015–000 можно купить в Москве за 1 млн. 402 тысячи рублей. В минском ЦУМе придется заплатить на 127 тысяч больше. Или возьмем новую модель — «Атлант XM6025–034». Цена в Москве — 1 млн. 583 тысячи рублей. В Минске — 1 млн. 790 тысяч.


«Зачем продавать дешевле, если можно продать дороже?»


Как понимать этот экономический парадокс? Почему белорусские покупатели должны платить за свою технику больше, чем потребители в других странах? Думаю, каждый из нас, поддерживая рублем собственного производителя, хотел бы знать ответ на этот вопрос.


Юрий Предко объяснил: «Некорректно сравнивать российский или украинский рынок с нашим. Если говорить о России, то там и такие брэнды, как «Филипс», «Панасоник», «Самсунг», стоят дешевле, чем у нас».


Здесь позволю авторскую ремарку. Действительно, продукция азиатских и западных брэндов в России продается дешевле. Однако причина этой разницы, насколько известно, кроется в очень высоких таможенных пошлинах, которые защищают белорусских производителей на собственном рынке. Не будь этих пошлин, в страну бы хлынул качественный и дешевый импорт. Кому от этого стало бы лучше, не знаю. Но одно можно утверждать наверняка: будь на нашем рынке бытовой техники открытая конкуренция, цены бы очень скоро упали. И в этом смысле меня удивили слова руководителя «Горизонта»: «Почему сегодня я должен продавать телевизоры на внутреннем рынке дешевле, если могу продать их дороже?»


Вот так — просто и правдиво...


Генеральный директор завода «Атлант» Виктор Шумило, которому я задал аналогичные вопросы, дал более пространное объяснение: «В чем причина разницы цен? Этот вопрос задевает глубинные механизмы нашей экономики. Я имею в виду налоговую и денежно–кредитную политику».


Действительно, по разным оценкам, наши предприятия отчисляют в бюджет около половины своей выручки, а иногда и больше. Ставки по кредитам у нас значительно выше, чем в Польше, странах Балтии и даже в России. Эти факторы играют не в пользу наших производителей. Но ведь есть, помимо налогов и кредитов, другие составляющие цены. Например, расходы на заработную плату и тарифы на энергоресурсы. В соседней Польше эти величины выше, чем у нас. Но почему–то, например, белорусское предприятие «Красносельскстройматериалы», чтобы удержаться на польском рынке, вынуждено продавать цемент на 10 процентов ниже себестоимости. Только ли в налогах и высоких процентных ставках причины? Или же отстаем в технологиях, менеджменте, умении правильно определить рыночную нишу? Или дело в просчетах тех, кто долго не разрешал «красносельцам» продавать цемент за рубеж, а теперь, когда рынки оказались поделенными и гродненцам нет места, приходится «демпинговать»?..


«Ценные» вопросы


Можно долго сравнивать издержки наших и иностранных предприятий, но как ответить на острый, волнующий каждого вопрос: зачем дотировать чужого потребителя, а белорусского заставлять переплачивать? Возьмем цемент. По данным Белстата, в январе — феврале этого года наши предприятия продавали его за рубеж в среднем по 61 доллару за тонну. Я попробовал найти подобную цену в прайс–листе «Красносельскстройматериалы», который предлагается белорусским покупателям. Ничего подобного! Такой низкой цены там нет. К сожалению, Валентин Веретило, гендиректор красносельского завода, крупнейшего в стране по выпуску строительных материалов, не стал обсуждать со мной ценовую политику. Он порекомендовал обратиться к тем, кто курирует строительную отрасль. Что ж, возможно, на волнующие вопросы ответят чиновники. Хотя ясно, что они скажут... Виноватыми в их интерпретации будут «объективные причины»...


Тем не менее: почему экспортные цены на цемент ниже цен внутреннего рынка? И второй вопрос: почему в январе — феврале товар продавался за рубеж по 61 доллару за тонну и одновременно в страну завозился (пусть и в меньших количествах) импортный цемент — по 103 у.е.?


Много вопросов и к другим министерствам и ведомствам. Вернемся к телевизорам. В январе — феврале продавали за рубеж телевизоры, мониторы, проекторы в среднем по 157 долларов за штуку, а ввозили по 212 долларов...


Понятно, что на предприятия сверху «спускаются» планы по экспорту. Поставки за рубеж, даже если они убыточны, позволяют записать в соответствующую отчетную графу нужные цифры и успешно отчитаться «наверх». Но для чего этот парад тщеславия? Если еще быстрее экспорта растет импорт, цены на который выше. И в конечном итоге страдает собственный покупатель, вынужденный постоянно переплачивать и за свои товары, и за иностранные!


Кстати, о недопустимости «кормить» чужих потребителей и компенсировать хронические убытки за счет внутреннего рынка говорил на недавнем совещании по экономическим вопросам Президент.


От того, как будет выполнено это требование директоратом и ответственными чиновниками, зависит не только состояние нашего кошелька. Но и во многом, позволю высказать свое личное мнение, будущее экономики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter