Свободу малому бизнесу!

Ее обещает страждущим указ Дмитрия МедведеваОдним из первых распоряжений третьего президента Российской Федерации стал Указ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Основной смысл этого документа заключается в том, чтобы ослабить гигантский административный пресс, который давит на российский мелкий и средний бизнес.

Сегодня заниматься частным предпринимательством в России – особенно «на местах» – без надежной «крыши» во властных или силовых структурах практически невозможно. Так что указ получился не просто очень своевременным – настоящий президентский подарок к 26 мая, ко Дню предпринимателя. Который впервые отмечается в текущем году и вполне соответствует стратегической задаче Кремля, озвученной Дмитрием Медведевым, – довести долю работающих в малых и средних предприятиях до 60–70 процентов трудоспособного населения страны.
Согласно данным доктора экономических наук Никиты Кричевского, в России, по итогам 2005 года, было зарегистрировано всего 979 тысяч малых и средних фирм, в которых работали 8 миллионов человек (12 процентов занятых, или 5,6 процента всего населения), и создавалось там около 11–12 процентов отечественного ВВП. То есть эффективность труда работников малых и средних предприятий, как и положено, не превышала среднего уровня по национальной экономике.
Для сравнения: на 1998 год – в Великобритании работало 2,93 миллиона малых и средних фирм с 13,6 миллиона сотрудников (46 процентов занятых и 23,7 процента населения), которые давали больше половины британского ВВП. В США подобного «мелкого бизнеса» набралось целых 19,3 миллиона предприятий, где трудилось свыше 70 миллионов человек, вклад которых в американскую экономику составлял 50–52 процента. В Японии – 6,45 миллиона малых и средних фирм, 39,5 миллиона работников, 52–55 процентов ВВП.
В Германии – 2,29 миллиона организаций, 18,5 миллиона работников, 50–54 процента ВВП.
Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер утверждает, что в российском малом бизнесе сегодня занята примерно лишь пятая часть экономически активного населения, а выход на запланированные президентом рубежи будет означать «совершенно другой политический и общественный пейзаж» в России.
Как можно видеть, при всей разнице экспертных оценок и реальных моделей, по которым работают передовые западные экономики, совокупный вклад в них малого и среднего бизнеса является не только весьма значимым, но и практически идентичным – на уровне выше половины ВВП. И дело даже не в том, что для России аналогичные показатели оказываются примерно впятеро ниже, – это лишь подтверждает нашу принадлежность к совершенно иному классу экономических систем, нежели западные.
К сожалению, отечественный «мелкособственнический» сектор продолжает терять свои позиции.
И это связано не только и даже не столько с юридическим обеспечением их деятельности, узкие места которого вместе с коррупционным давлением со стороны бюрократии, собственно, и призван преодолеть новый президентский указ.
Рост цен на газ, электричество, транспортные и жилищно-коммунальные услуги, обязательное страхование ответственности серьезно подрывают реальную конкурентоспособность отечественных производителей товаров и услуг даже на внутреннем российском рынке, не говоря уже о проникновении их продукции на рынки других стран.
Вторым по значимости ограничителем развития малого и среднего бизнеса в нашей стране является отсутствие доступного кредитования. Ни по срокам, ни по объемам, ни по величине процентных ставок, особенно эффективных, ни по схемам погашения предлагаемые нашими банками кредитные продукты не соответствуют потребностям отечественных предпринимателей низшего и среднего звена.
А при постоянной нехватке оборотных средств, присущей деятельности этого бизнес-сектора, потенциал его развития снижается в разы, если не на порядок. Теория уверяет, что если в экономике эффективная процентная ставка оказывается выше 5 процентов, никакое развитие вообще невозможно. А при ставке выше 10 процентов начинаются процессы структурного кризиса и деградации.
Возможно, еще и поэтому показатели официальной статистики по инфляции выглядят заниженными в 1,5–2 раза. Ведь именно на них ориентируются отечественные операторы финансового рынка, предлагая свои услуги. Хотя, как выясняется, банкиров не обмануть: при «статистической» инфляции прошлого года на уровне 11,5 процента средняя эффективная ставка банковского процента составила 35–40 процентов, что подтверждает самые худшие опасения специалистов относительно перспектив отечественной экономики. 
Иными словами, если брать ситуацию «от противного», то есть от величины эффективной ставки российских банков
(и предполагать, что их реальная «норма прибыли» все-таки не превышает 15 процентов – в полтора раза выше критического для экономики уровня), получится, что реальная инфляция (и девальвация рубля) по итогам прошлого года никак не меньше 20–25 процентов. На чем, собственно, и настаивают независимые эксперты. А нынешнее ускорение роста цен примерно в 1,5 раза сравнительно с прошлым годом на практике означает 30–40 процентов годовой инфляции.
Поскольку примерно половина этой цифры приходится на поддержание Центробанком искусственно завышенного курса доллара и других иностранных валют, перед страной стоит весьма простой и неприятный выбор. Или «отвязаться» от доллара, начав ревальвацию рубля (как это буквально на днях произошло на Украине), или раскручивать и дальше инфляционную спираль, вызывая резкий протест малообеспеченных слоев собственного населения.
И сделать этот выбор явно придется задолго до 1 августа 2008 года – даты, на которую назначен отчет правительства по указу Дмитрия Медведева, «освобождающему» малый и средний бизнес от административного давления.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter