Свободный полет

На минском открытии выставки нашей художницы Натальи Залозной было многолюдно и шумно...

На минском открытии выставки нашей художницы Натальи Залозной было многолюдно и шумно. К виновнице торжества из–за телевизионщиков и киношников не подступиться. Цветы, музыка, шампанское, поздравления. Профессора, доценты, искусствоведы, педагоги, однокурсники и одноклассники, коллеги и зрители. Даже работы художницы рассмотреть и то как следует невозможно: то кавалер с бокалом, то дама с шалью и цветами, то несколько бородатых художников друг другу руки пожимают, обнимаются, холсты закрывают... Праздничная суета. Смотреть картины в день открытия выставки никто не ходит. Вернисаж — всего лишь повод повидаться.


А на следующий день в Музее современного искусства тихо, светло. Каждую работу рассмотреть можно. Хочешь близко подходи, хочешь — издалека. Уставшая Наташа сидит посредине зала, мы разговариваем. Наталья упреждает мой вопрос.


— Я — белорусская художница, проживающая в Брюсселе. Большинство картин привезла из московской галереи. Часть — из Бельгии, а кое–что хранилось в Минске. То, что случилось вчера, феерия. Многих одноклассников я не видела тридцать три года. Они пришли. Очень приятно.


— Наверное, потому, что Наталья Залозная — хороший художник.


— Я человек хороший. Они пришли на меня посмотреть, встретиться, поговорить. А картины смотреть коллекционеры ходят.


— Как ты думаешь, если бы твой отец Николай Григорьевич Залозный увидел твою выставку, то что бы он сказал?


— Поддержал бы. Я не помню ни одного случая, что бы он меня ругал. У него была привычка хвалить и поддерживать. Это очень здорово помогало. Давало стержень и уверенность в собственных силах.


— Выбор профессии произошел под влиянием отца? Решила продолжить семейную традицию?


— Я начала рисовать, сестра — писать дневники. Она пошла в журналистику, а я — в художники. Отец оба решения одобрил.


— Наталья, кто сейчас для тебя авторитет, к чьим советам и мнениям прислушиваешься?


— Когда я окончила наш институт, то четко поняла, что все, чему научилась, надо быстренько забыть. Кажется, древние китайцы говорили, что правила надо знать для того, что бы их нарушать. Надо уйти от того, что ты умеешь делать, и заняться тем, что не умеешь.


— Так ты делаешь то, что не умеешь?


— Я пытаюсь отказаться от штампов и старых собственных наработок. Я нахожусь в поиске...


— Ты себя вписываешь в контекст европейского искусства?


— На это надо смотреть через годы. А мне самой очень трудно определить. Пусть этим занимаются художественные критики и искусствоведы... Но если в Европе есть галереи, которые со мной работают, то, значит, вписалась. Там такое разнообразие тенденций, направлений, течений, что любой художник может найти себя.


— А почему ты не работаешь с фигуративным искусством?


— У меня такое мышление. Мне интересны попытки изображать свой личный внутренний мир, то, что происходит во мне...


— Приятно выставляться дома?


— Очень! Здесь вокруг все друзья, учителя... Я здесь бы и работала, если бы была возможность и ситуация. Если бы здесь было много галерей. Вот осенью мой муж Игорь собирается привезти и открыть свою выставку в Минске в этом зале. Мы с ним давно об этом мечтали... (Игорь Тишин — известный белорусский художник, живущий в Бельгии. — Прим. авт.)


— Заметно влияние Борхеса на твое творчество...


— О да, у меня к нему давняя любовь. Много лет тому назад я открыла журнал — это было здесь, в Минске, — и прочла небольшой рассказ. Я поняла, что надо срочно найти еще что–то из написанного Борхесом. Нашла. Появилась большая книга. Я читаю ее маленькими фрагментами, под настроение, потом снова перечитываю...


— А стихи его читаешь?


— Я поэзию не люблю вообще. С детства не люблю.


Признание вызвало смех.


Как отметил пришедший на выставку народный художник Беларуси Май Данциг, учитель Натальи Залозной, художница является гордостью Белорусской академии искусств.


— Я счастлив, что она училась у нас, я счастлив, что она достойно продолжает линию замечательного художника — своего отца, — радовался Данциг. — Это прекрасно, когда наши ученики, наши художники возвращаются к нам с выставками и демонстрируют свои достижения в мировом искусстве.


Искусствовед Нана Эристави говорит о нашей землячке Наталье не менее восторженно: «Работы Натальи Залозной, художника безупречно европейского по мировосприятию и, безусловно, необычного по творческому почерку, — один из ярких примеров неосимволизма. Каждая из ее картин в некотором смысле — высвобождение на волю некоей иррациональной силы, одновременно и воодушевляющей, и отбрасывающей от себя взгляд извне. Ее картины не стремятся подчинить себе, но — подчиняют; их ускользание от интерпретации ставит творчество Залозной уже на грань визионерского погружения в себя, нам же остается лишь восхищенно наблюдать за актом слияния художника с неким миром искажения внешнего и обращения его во внутреннее.


Наталья Залозная, художник, творящий свои полотна прекрасными без внешней красивости, загадочными — без утрированной демонстративности выражения мысли на визуальном уровне.


Cправка «СБ»


Наталья Залозная родилась в Минске в 1960 году, ныне живет и работает в Брюсселе. Ее персональные выставки проходили в Голландии, Англии, Франции, США, России и Австрии. Работы художницы находятся в коллекциях Третьяковской галереи и Национального художественного музея Беларуси.


Работает в станковой живописи и инсталляции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter