Свободные радикалы

Почему студенты покидают вуз без диплома?

Почему студенты покидают вуз без диплома?


Они недовольны слишком сложными заданиями, завышенными требованиями и неподъемными ценами на образование. Около четверти британских студентов покидают университеты задолго до церемонии вручения аттестатов. По данным одной из национальных газет, уже на первом курсе отсеивается 20 процентов, а большинство уходит год спустя. У нас подобная статистика не ведется, и все же выбывших досрочно из лиги высшего образования ребят немало.


По родительскому велению, по своему хотению


Немногие отважатся поступать в вуз, не получив родительского одобрения или совета. Но всегда ли предложения, настояния и прогнозы наших мам и пап оказываются верны? И стоит ли пренебрегать своими ощущениями в угоду старшим? Вряд ли, показывает опыт 21–летней Марии. Девушка окончила школу в 17 лет, и для поступления в вуз ей как несовершеннолетней понадобилось их согласие. Как раз тогда тяжело заболела мать. Библиотекарь по образованию, она настояла, чтобы и дочь получила ту же специальность в Белорусском государственном университете культуры и искусств. У Маши, правда, были другие планы: поступать в БГУ на факультет международных отношений. Но согласия на выбор дочери родители не дали, и ей оставалось только последовать их воле.


— Окончив 1–й курс, я взяла академический отпуск. Потом под давлением отца и матери отучилась еще год. После чего, решив, что дальше так продолжаться не может, забрала документы окончательно.


Теперь она сама снимает квартиру, устроилась на работу в информационно–вычислительный центр БГТУ и мечтает поступить на заочное отделение факультета философии и социальных наук.


Превращения и возвращение


Поиск будущего призвания зачастую начинается с перелистывания справочника для поступающих в вузы, а также с попытки прикинуть, по каким предметам вероятность набрать проходной балл выше.


— В 17 лет немногие задумываются о будущей профессии, им лишь бы поступить. А потом понимают, что ошиблись, — уверен Вадим Грачев, председатель первичной профсоюзной организации студентов БГПУ им. М.Танка. — Задача родителей — уберечь детей от поспешного выбора, просчитав возможные перспективы на 5 лет вперед.


Однако сделать долговременный прогноз на будущее — задача не из легких. Можно лишь предполагать, что высшее образование всегда будет в цене. А потому многие и рассматривают его безоговорочно в качестве некоего лифта, который непременно поднимает к благополучию. Но вопреки сложившемуся мнению вузовский диплом может так и не пригодиться.


— В моей практике был один удивительный
случай: студент захотел оставить учебу... на 5–м курсе! Сказал, что нашел высокооплачиваемую работу — занялся установкой стеклопакетов, — рассказывает Вадим Грачев. — В итоге пропустил 2 экзамена, не успел подготовиться к защите дипломного проекта. Я пробовал убедить парня доучиться, но безуспешно. Осталось только объяснить, что у него будет возможность восстановиться или перевестись на заочное отделение.


Тех, кто успел разочароваться в будущей профессии еще во время учебы, немало. Когда–то старший научный сотрудник Государственного литературно–мемориального музея им. Я.Коласа Виктор Лупасин предполагал заняться компьютерной математикой. Набрав самый высокий балл среди абитуриентов на вступительных экзаменах, бесплатно поступил в Белгосуниверситет на факультет прикладной математики и информатики. В первом семестре был одним из лучших в группе. Но постепенно интерес к учебе угас. Выяснилось, что специализация у будущего программиста отличается от той, на которую он рассчитывал. После второго курса появились «хвосты» и пересдавать их студент уже не видел смысла. Следующие полтора года он занимался только тем, что сочинял стихи. А потом задумался о филфаке. На отделение русской филологии поступил со второго раза, учился на «четвертьплатном» и получил диплом.


— Абитуриентам надо как можно более подробно объяснять специфику будущей профессии, — убежден теперь Виктор. — Если бы я в свое время разобрался, чем отличается компьютерная математика от математической электроники, вполне возможно, мысль оставить вуз никогда бы не пришла в голову.


На распутье оказалась студентка 3–го курса Минского государственного лингвистического университета Анна. Еще недавно она хотела изучать английский язык и интересовалась лингвистикой, была в восторге от предметов и преподавателей. Но участие в двух международных экологических конференциях все изменило. Теперь Аня мечтает сотрудничать с «гринписовцами» и подумывает о том, чтобы получить образование за границей по другой специальности.


Ее сомнения хорошо знакомы Виктору, бывшему студенту того же вуза. В 2001 — 2003 годах он учился в инязе. А потом уехал на несколько месяцев в Великобританию по программе обмена, где задержался еще на 4 года. Взял поначалу «академку», но так и не продлил ее. Трудился подсобным рабочим, в баре, на стройке, менеджером в компании.


— Учеба в английском колледже или университете оказалась не по карману. Это не разочаровало, потому что тогда были другие цели и задачи, — говорит Витя. — Но пришло время делать выбор: оставаться на ПМЖ или уезжать. И я осознал, что жизнь за границей приелась, пора возвращаться домой.


Теперь Виктор намерен окончить родной вуз заочно, а параллельно рассматривает карьерные перспективы: появились предложения заняться переводами или менеджментом поставок оборудования.


Вершки и корешки


Смена амплуа наводит на размышления о том, что с самого начала у многих из нас нет конкретного представления о будущей профессии. Да и откуда ему взяться? В школе, помнится, я сама несколько раз проходила специальные тесты по профориентации. Но более четкого прогноза, чем перечень гуманитарных специальностей, получить не смогла. Причем, судя по оценкам, было ясно и так: химия, математика, физика — не мое.


Почему бы в школах не организовывать постоянно встречи с вузовскими преподавателями или не водить учеников на экскурсии по предприятиям, фирмам и научным институтам? Словом, дать возможность соприкоснуться с будущей сферой деятельности. Опыт 23–летней Елены показывает, что это вполне могло бы сработать. На биологический факультет Белгосуниверситета она поступала дважды. В первый раз попала на платное отделение, но, проучившись год, учебу оставила — в семейном бюджете появились бреши. Что огорчило не особенно: в том, что биология — ее призвание, тогда уверенности не было. Год ушел на раздумья: Лена выбирала между туризмом и сферой банковских услуг. Еще пару лет незаметно пролетело на подготовительных курсах. Но на вступительных экзаменах выяснилось, что до бесплатного отделения на специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банке» баллов так и не хватило. Тогда–то неожиданно подвернулась работа в зоопарке, заставившая пересмотреть прошлый опыт. Лена принялась вновь штудировать анатомию и ботанику, зоологию и химию, да так, что самостоятельно подготовилась и поступила на биофак. Где и учится теперь абсолютно бесплатно, а главное — осознанно.


Годен или свободен?


Возможно, неплохим индикатором познаний абитуриента о будущей профессии служит и  психологическое собеседование, которое проводится в ВУЗах уже во второй раз. В комиссии — только опытные преподаватели, сотрудники психологических служб университета, представители министерств–заказчиков: юстиции, информации, а также таможни, Генеральной прокуратуры, Верховного и хозяйственного судов и т.д. Они определяют мотивацию и кругозор парней и девушек. Случается, потенциальные правоведы, скажем, не в курсе, какую функцию выполняет Конституция и с какими государствами граничит Беларусь, или убеждены, будто наша страна входит в ЕС и состоит в НАТО.


— На собеседовании отсеиваются абитуриенты, которые подали документы неосмысленно, не придав значения выбору будущей профессии, — считает Вячеслав Малофеев, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии Белгосуниверситета. — На платной форме обучения сейчас 55 процентов студентов. Это привело к тому, что в академических группах сужается доля выбравших профессию заблаговременно и осознанно абитуриентов. Стало гораздо больше тех, кто учится спустя рукава. Специальность их не увлекает. Хотя есть и трудолюбивые ребята, которые хотели бы за счет хорошей учебы добиться снижения оплаты и перевода на бюджет.


....Судя по количеству тех, кому было не рекомендовано поступать на ту или иную специальность в БГУ, комиссия использует достаточно щадящий подход. В 2008–м из 3.700 зарегистрировавшихся таких набралось всего 8 человек. Зато более 10 процентов на испытание просто не явились, а значит, с выбором будущей профессии они явно колебались. Сейчас ситуация аналогичная: не явившихся — 9 процентов, а поступать не рекомендовано 23 соискателям из 4.700. А ведь на самом деле неопределившихся еще больше. Одни не закончат учебу в вузе, другие выберут работу не по специальности. Сколько потраченных на обучение специалиста средств так никогда и не принесет дивидендов?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter