Свободное падение

Выведена редчайшая порода человека, который работает от зари до зари, но прожить без воровства не может.
Выведена редчайшая порода человека, который работает от зари до зари, но прожить без воровства не может.

В эту посевную частыми гостями в селах были люди в милицейской форме, они спасали колхозное имущество от разграбления. Только в Минской области в ходе операции "Аграрник" правоохранительные органы изъяли наворованного более чем на 200 млн. рублей. Самыми привлекательными для расхитителей, как всегда, оказались зерно, картофель, горючее, удобрения и ядохимикаты.

То, что на селе воруют нещадно, знают все. В Минсельхозпроде как-то подсчитали, что потери села от диспаритета цен, который принято считать главным источником бед АПК, сопоставимы с потерями от бесхозяйственности, в том числе воровства. Как-то в одном из колхозов со мной разоткровенничалась лучшая доярка: "Выдам на ферме коровам корма, а лучший "кусок" прихвачу своей Рогуле. Вот и дает она более 20 литров молока". Стоит ли удивляться, что, по мнению социологов, лишь 4,4 процента сельского населения одобряют фермерство, а у 55 процентов оно вызывает откровенную враждебность. У себя-то воровать не будешь...

Но есть у этого явления и обратная сторона: на 76 тысяч рублей (такой была среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве в прошлом году), к тому же нерегулярно выплачиваемых, просто не выжить. Причин невысоких заработков много: низкая эффективность отрасли, потеря у крестьянства мотивов к труду и, что еще хуже, к нормальной жизни. В итоге многие компенсируют низкие доходы за счет колхозного добра.

Самыми "урожайными" на воровство считаются посевная и уборочная, когда село получает материальные ресурсы в большом объеме. Проведя удачную "операцию", некоторые обеспечивают свое существование на несколько месяцев. Вот свеженькие примеры. В Червенском районе рабочий одного из колхозов "нагрел" хозяйство аж на 2,2 млн. рублей, похитив импортные ядохимикаты. По всей видимости, "старался" не ради своего огорода. Зачастую похищенное из одного колхоза всплывает в другом. А главный инженер из хозяйства Логойского района, который по долгу службы должен заботиться о технической оснащенности хозяйства, взял да и утащил двигатель к трактору. Но всех превзошел убеленный сединами руководитель колхоза из Копыльского района, присвоивший более 70 млн. рублей.

По словам заместителя начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД Минского облисполкома Ивана Купревича, до четверти экономических преступлений, выявленных милицией, приходится на колхозно-совхозное производство. Во время нынешней посевной эта цифра составила около 200 правонарушений. А сколько осталось за кадром?..

Как противостоять этому злу, растлевающему крестьянство, некогда самую чистую часть общества? Пожалуй, лишь укреплением охраны и активизацией правоохранительных органов не обойтись. Куда важнее - экономическая основа и изменение, если хотите, духовных основ, ментальности белорусского крестьянства. Вряд ли обеспеченный и уверенный в завтрашнем дне человек рискнет тянуть на собственной спине под покровом ночи мешок с мукой либо канистру с горючим. Стало быть, речь нужно вести о качественном улучшении сельского бытия, охватывающем все стороны человеческой жизни: аграрное производство, личные подсобные хозяйства, здравоохранение, образование и т.д. Не секрет, что вкус к нормальной жизни, к зарабатыванию приличных денег способен многое изменить. И об этом наверняка стоит подумать экономистам, управленцам и политикам, занятым реформированием АПК. Да и учительство не должно пассивничать, и церковь сказать слово...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter